Тепловой глаз audi обладает чувством формы
Датчики, сканирующие пространство перед машиной, уже используются в серийных автомобилях. И экспериментальных систем в последнее время также появилось немало.
Но все они, видимо, имеют недостатки, раз инженеры ищут новые методы решения той же задачи.
На 9-м международном форуме автомобильной электроники (Advanced Microsystems for Automotive Applications), прошедшем в Берлине с 17 по 18 марта 2005 года, компания Audi представила новинку в области безопасности – новый тип сенсорной системы, которая может различать объекты перед автомобилем.
Новая высокочувствительная система способна формировать трёхмерное изображение сцены перед транспортным средством.
В основе технологии — источник модулированного инфракрасного излучения и датчик (он размещён позади ветрового стекла на уровне зеркала заднего вида), сделанный из новых фоточувствительных полупроводниковых элементов, известных как «Фотонные смешивающие устройства» (Photonic Mixer Devices — PMD).
Эти устройства способны обрабатывать сигналы, возвращённые от множества точек предмета одновременно. По строению они похожи на обычные приборы с зарядовой связью (так называемые ПЗС-матрицы), используемые в видео- и фотокамерах, но способные «чувствовать» расстояние, как обычные матрицы ощущают яркость, передавая его как уровни серого.
Audi полагает, что её разработка наилучшим образом сочетает высокую разрешающую способность и «интеллект» системы с её относительной (в сравнении с прежними проектами) простотой (иллюстрация с сайта gizmo.com.au).
Они используют различия во времени, которое требуется лучам, чтобы вернуться от различных объектов сцены к каждому из чувствительных элементов матрицы PMD.
Для вычисления объёмного изображения система сравнивает сигнал от каждого пикселя матрицы с опорным модулированным сигналом, поставляемым схемой излучателя.
При этом электроника хорошо отделяет постороннюю инфракрасную засветку (например — от Солнца) от собственного сигнала.
Поле зрения датчика по горизонтали составляет 32 градуса, а по вертикали — 8 градусов. Частота сканирования сцены — 200 герц, так что эта электроника способна уловить быстрые события.
Разрешение в первом образце, смонтированном на реальной машине, составляет всего 64 х 16 точек, но и это можно считать огромным шагом вперёд, по сравнению с датчиками препятствий на основе радаров или ультразвуковых излучателей, которые могут лишь определять наличие объекта и расстояние до него.
Между тем, уже существуют датчики PMD с разрешением 160 х 120 пикселей.
В прежних похожих по задаче проектах, как правило, инженеры использовали стереокамеры. Чтобы вычислить трёхмерную модель сцены перед машиной в этом случае, требовалось иметь на борту довольно мощный компьютер.
Также известны системы на основе радаров. Но они, к примеру, хорошо отслеживают приближение к препятствию, и, в то же время, не способны фиксировать размеры объектов по горизонтали и вертикали.
Посланный вперёд инфракрасный сигнал отражается от разных точек сцены перед машиной, попадает в PMD-сенсор… (иллюстрация с сайта gizmo.com.au).
И широкий диапазон, и высокое разрешение системы PMD могут пригодиться в различных автомобильных устройствах, которые можно создать на базе нового типа машинного зрения.
Это и система предотвращения столкновений при смене ряда, и активный круиз-контроль, способный удерживать машину в транспортном потоке, и системы помощи при парковке (тем более, что подобные датчики можно поставить «по кругу», обеспечивая полный обзор обстановки), и системы, увеличивающие безопасность движения в условиях плохой видимости.
Технология PMD также имеет потенциал, чтобы увеличить безопасность пешеходов. Способность чувствовать форму предметов позволяет электронике отличать людей от машин и включать систему торможения, если водитель не отреагировал вовремя на появление пешехода.
…И превращается в картинку на дисплее, на которой хорошо видна удалённость предметов (иллюстрация с сайта gizmo.com.au).
Немецкие инженеры не говорят точно – как скоро новая система может оказаться в серийном производстве.
Однако, собственно, и развившая эту революционную аппаратуру, компания PMDTechnologies (она на 50% принадлежит Audi) уже предлагает покупателям целую линейку PMD-датчиков (отличающихся разрешением и другими параметрами) для целого диапазона применений – в робототехнике, системах безопасности, системах машинного зрения и так далее.
А это значит, что автомобильный вариант системы едва ли долго будет «пылиться на полке».
Human breakes the laws of physics. Supernatural experiment \