Построен автомобиль-робот для рекордного штурма горы

Американские учёные создали автомобиль-робот, призванный посрамить опытных пилотов-людей в скоростном восхождении на Пайкс-Пик (Pikes Peak). Новейшие технологии искусственного интеллекта утрамбовали в премиумный немецкий спорткар специалисты автомобильного исследовательского центра Стэнфордского университета (Center for Automotive Research at Stanford — CARS).

156 поворотов при суммарном подъёме 20-километровой трассы на 1440 метров — такова гонка на вершину Пайкс-Пик. CARS создал автомобиль, который должен подняться на эту гору в автономном режиме без водителя и любого дистанционного управления.

Причём подняться — в очень высоком темпе.

Новинку роботостроения назвали Shelley, как объясняют исследователи в пресс-релизе университета, в честь Мишель Мутон (Michele Mouton) — первой женщины, ставшей победителем гонки на Пайкс-Пик. Автономный автомобиль построен на основе Audi TTS, так что изначально обладает хорошими спортивными задатками.

Но главное, конечно, это электроника, которая позволяет машине самостоятельно передвигаться по заданному маршруту.

Построен автомобиль-робот для рекордного штурма горы
Кроме нескольких антенн на крыше ничто не выдаёт в этом TT полностью автономный беспилотный автомобиль (фото L. A. Cicero).

В отличие от прежних проектов автомобилей-роботов, в которых ведущую роль в ориентации в пространстве играли стереокамеры, лидары и другие средства восприятия окружающей действительности, Shelley от старта и до финиша полагается исключительно на спутниковую навигацию. Но это особо точная версия GPS (так называемая дифференциальная), показывающая положение автомобиля на планете с ошибкой не более двух сантиметров!

Именно это, плюс точная карта трассы, позволяет стэнфордскому аппарату аккуратно вписываться в виражи. Более того, компьютеры (а в багажнике TTS их пришлось поместить несколько штук) были обучены выбирать оптимальную траекторию входа в поворот и выхода из него.

В этом программе-водителю помогает информация с датчика скорости, а также ряда сенсоров — различных акселерометров и гироскопов, рассказывающих об изменении в положении автомобиля по разным осям.

Электронный мозг Shelley собирает все эти данные и сравнивает текущее положение машины с цифровой картой трассы, прогнозируя, куда автомобиль попадёт в следующий миг с учётом всех действующих сил. Далее компьютер даёт команду сервоприводам, управляющим рулевым колесом, педалью газа, переключением скоростей и тормозными механизмами.

Особое внимание при этом робот уделяет сохранению стабильности.

Единственная дистанционная команда, которую наблюдатели-люди могут послать на борт робота, — «аварийная остановка», если что-то пойдёт не так. Во всём остальном Shelley — «самостоятельная личность».

Надо отметить, что другие исследовательские команды уже проходили эту же дистанцию со своими автомобилями-роботами (а впервые такое примечательное событие произошло в 2006 году), однако на скоростях, намного меньших, чем те, которые развивают гонщики-люди во время знаменитого международного состязания.

Центр CARS же поставил перед собой амбициозную цель: научить беспилотный автомобиль преодолевать этот путь с настоящей «гоночной» скоростью и даже, если получится, побить все существующие рекорды по времени подъёма на Пайкс-Пик не только для роботов, но и для людей. В этом, по словам руководителя проекта Криса Джердеса (Chris Gerdes), машине-роботу поможет отсутствие инстинкта самосохранения, поскольку она попытается пройти весь путь с максимально возможной скоростью, в том числе на тех участках, где живые пилоты просто неосознанно поднимают ногу с педали газа, опасаясь сорваться вниз. «Мы хотим подняться на скорости, с которой никто из обычных водителей никогда и не будет пытаться», — заявил Крис.

Можно предположить, что цель американцев будет достигнута, ведь Shelley создала та же команда учёных и инженеров, чей автомобиль-робот Junior занял второе место в городской гонке DARPA Urban Challenge в 2007 году и чей шедевр Stanley в аналогичной гонке по пустыне завоевал первый приз в 2005-м.

Данный проект, полагают его инициаторы, станет не только важным и любопытным техническим достижением сам по себе, но поспособствует развитию технологий «электронной безопасности» для обычных дорожных машин, которые уже сейчас понемногу учатся страховать ошибки водителя.

Рекордный заезд Shelley на Пайкс-Пик намечен на сентябрь (в день восхождения на трассе никого не будет), а пока автомобиль тестируют в различных условиях. Так, в ходе испытаний на соляном озере Бонневиль Shelley показала удивительную для автомобиля без водителя скорость 209,2 км/ч.

Круговой Обзор Проблема — Автоматическая Транмиссия, Робот или Вариатор


Читать также…

Читайте также: