Опознанные летающие объекты. девятая часть: органичные роботы

Пентагон никак не расстанется с идеей обеспечить военных индивидуальными летающими роботами. В названии же данной категории аппаратов — Organic Aerial Vehicles (OAV) – привлекает, несомненно, «органика».

Но «Organic» на языке американских военных не более, чем «служащий в качестве инструмента».

Программа OAV стартовала в апреле 2001 года с $3 миллионами финансирования от агентства DARPA.

Реализуется она в рамках более масштабной программы Future Combat Systems. Сейчас уже можно говорить об успешных испытаниях и начале новой фазы в разработке «органических» роботов.

Сразу необходимо отметить, чем же OAV отличаются от прочих беспилотных разведчиков и бомбардировщиков. Дело в том, что вышеназванные машины находятся в ведении ВВС и нуждаются, как минимум, во взлётно-посадочной полосе.

А OAV задуман, как собственность пехоты. Скажем, в распоряжении какого-нибудь капитана или лейтенанта есть такой робот, установлен на транспортном средстве, и он использует его по своему усмотрению.

Основная функция, понятно, разведка. Небольшая машина с вертикальными взлётом и посадкой облетает вражеские позиции, снимает парой видеокамер укрепления и укрытия, выискивает засады или же взрывчатые вещества.

Данные в реальном времени передаются на компьютер военнослужащего.

Опознанные летающие объекты. девятая часть: органичные роботы
Переход в горизонтальный полёт пока, как ни странно, можно увидеть только на этой картинке (иллюстрация с сайта alliedaerospace.com).

Тысячу раз прав тот, кто скажет, что идее этой – сто лет в обед. Действительно, опытных образцов таких машин было множество, до наших дней практически никто из них не дожил.

К примеру, аббревиатура AROD (Airborne Remotely Operated Device) просуществовала с 1982 года по 1988-й, а программа MSSMP (Multipurpose Security and Surveillance Mission Platform) была свёрнута в 1998-м.

Фактически машины строились по одному и тому же принципу, перед ними ставились одни и те же задачи. Причём нельзя сказать, что прототипы были безнадёжны.

Тем не менее, Пентагон они не удовлетворяли.

Семейство аппаратов iSTAR (фото с сайта darpa.mil).

И вот сейчас очередной заход на те же грабли. Пожалуй, нет необходимости перечислять все компании, задействованные DARPA в работе над программой OAV, ведь выбор в сущности уже сделан.

На данном этапе, во всяком случае.

В общем, фаворитом выглядит аппарат iSTAR от фирмы Allied Aerospace. Это семейство летающих машин, отличающихся по размеру: от умещающегося в руках «вентилятора» до агрегата выше человеческого роста.

17 августа 2004 года одну из этих бескрылых «ступ» диаметром 73 см успешно испытали на полигоне в Форте Беннинг. В течение 18-минутного полёта iSTAR продемонстрировал взлёт и посадку в автономном режиме, скорость чуть выше 30 узлов, несколько быстрых поворотов и неплохую управляемость в ручном режиме.

Испытания проводились при «неблагоприятных» погодных условиях — умеренном ветре и лёгком дожде, которые не помешали роботу подняться на 36,5 метров.

Вариант размещения OAV на транспортном средстве (фото с сайта alliedaerospace.com).

А по идее, iSTAR способен нести 9 кг полезного груза и 5,5 кг топлива. Летать он должен 95 минут с максимальной скоростью 100 узлов.

Оснащённая GPS, различными датчиками и видеокамерами машина построена по старому доброму принципу «винт в кольце», а спрятанный ротор, якобы, обеспечивает слабое шумовое воздействие и малозаметную инфракрасную «подпись».

Летать iSTAR — летает, но шумит при этом страшно (фото с сайта alliedaerospace.com).

Что касается шума, то достаточно посмотреть пару роликов на этой странице, чтобы убедиться — аппарат шумит, как несколько раздолбанных мопедов, явно громче проектируемых 75 децибелов. Похоже, что слышно такого шпиона за тридевять земель.

Заявленного же перехода в горизонтальный полёт тоже отчего-то не видно.

Но, должно быть, DARPA не сильно разочаровалась в iSTAR, потому как в июле 2004 года начала искать партнёров для реализации программы OAV-II (PDF-документ).

Пентагон ожидает, что 50-килограммовые аппараты следующего поколения смогут проводить в воздухе до двух часов и действовать в автономном режиме, как рой умных пчёл.

Кроме того, они будут оснащены системой предотвращения столкновений, поскольку нынешние OAV могут врезаться в здания, деревья или друг в друга.

Так что пройдёт ещё немало времени, прежде чем Organic Aerial Vehicles станут хоть сколько-нибудь органичными.

НЕВИДИМЫЙ МИР


Читать также…

Читайте также: