Контент в новом формате

Контент в новом формате

Государственной Думой приняты поправки к «Закону о связи» в части порядка предоставления абонентам контентных услуг. Важный шаг в правильном направлении, который потребует от операторов и контент-провайдеров пересмотра значительной части нынешних схем добывания денег.

Поправки должны начать действовать с 1 мая 2014-го года, у операторов и контент-провайдеров есть достаточно времени на то, чтобы перестроить свою работу с контентом и привести действующие схемы в соответствие с обновлением «Закона о связи».

Откуда дровишки

Перемены в этой области давно назревали и были неизбежны. В большой мере операторы и контентщики сами себя высекли, регулярно устраивая коллективное шоу унтер-офицерских вдов.

Причина — безудержная и неуправляемая алчность вороватых «контент-провайдеров», которых оказалось почти невозможно сдерживать и контролировать. Волны контентного мошенничества начали захлёстывать даже сидящих наверху, и ленивая государственная машина зашевелилась.

Операторы и крупные контентщики верхнего эшелона прекрасно понимали, к чему идёт дело, но эффективно управлять многотысячной армией воришек не смогли. Как это ни парадоксально, в том числе из-за той самой свободной конкуренции на рынке контентных услуг.

Любая попытка оператора «затянуть гайки» и удержать воровство в рамках приличий мгновенно приводила к массовому переключению тысяч мелких контенщиков на других операторов и перетеканию части дохода в карманы сотовиков-конкурентов. В своем нынешнем виде система не смогла стать саморегулирующейся и требует постоянного контроля и вмешательства со стороны государства.

Сейчас мы наблюдаем попытку сконструировать новые, общие для всех правила игры, которые должны сократить масштабы воровства. Удалось ли найти приемлемый компромисс?

Предварительный обзор изменений

Давайте посмотрим на те дополнения к «Закону о связи», которые согласовали и приняли. Поправок не так много, но они вводят и описывают общие принципы новых ограничений, а не технические детали.

«1) статью 2 дополнить подпунктом 341 следующего содержания:

«341) контентные услуги – вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности (в том числе услуги по предоставлению абонентам возможности получать на пользовательское (оконечное) оборудование в сетях связи справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях) и стоимость оказания которых оплачивается абонентом оператору связи, с которым у абонента заключен договор об оказании услуг связи».

Появилось определение контентных услуг. В том числе важное уточнение «… стоимость оказания которых оплачивается абонентом оператору связи, с которым у абонента заключен договор об оказании услуг связи».

Надо полагать, что та же подписка на кисок-гороскопы будет вне зоны регулирования «Законом о связи», если исхитриться её оплатить, скажем, с электронного кошелька. Который можно пополнить с баланса сотового телефона.

Впрочем, это уже некоторое притягивание за уши, и у электронных платежей есть свое регулирование.

«2) статью 44 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. В случае привлечения оператором связи иных лиц к оказанию контентных услуг, за исключением услуг связи, оказываемых через единый портал государственных и муниципальных услуг, оператор связи на основании обращения абонента обязан создать отдельный лицевой счет, предназначенный только для оплаты данных услуг связи в пределах средств, находящихся на указанном лицевом счете.

При отсутствии указанного обращения оплата данных услуг связи осуществляется в порядке, установленном абзацем третьим настоящего пункта».

Как видим, операторам таки удалось продавить отказ от обязательного введения отдельного счёта для оплаты контента. Отдельный счёт будут заводить только тем абонентам, которые об этом попросят.

Предсказуемый результат, я еще полгода назад писал о том, что идею обязательного второго счёта для оплаты контента извратят или залоббируют. Кстати, означает ли формулировка «…

В случае привлечения оператором связи иных лиц к оказанию контентных услуг» то, что на контентные сервисы самого оператора эта норма не распространяется? И какова допустимая степень родства, в пределах которой дочерняя компания (например) еще не попадает в категорию «иных лиц»?

Обращаем отдельное внимание на формулировку «… При отсутствии указанного обращения оплата данных услуг связи осуществляется в порядке, установленном абзацем третьим настоящего пункта». Собственно, этот третий абзац:

«До получения согласия абонента об оказании иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг, оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг».

Судя по формулировкам опубликованных поправок («… При отсутствии указанного обращения…»), оператор обязан обеспечить предварительное информирование о тарифах на контент, в том числе о цене SMS и параметрах подписки, только тех абонентов, которые не потребовали создать им отдельный лицевой счет для оплаты контента.

С того момента, как отдельный счет сгенерирован, оператор больше не обязан предупреждать пользователя о цене контента. Грубо говоря, создав себе отдельный счет для оплаты контента и положив на этот счет деньги, абонент принимает на себя всю ответственность за судьбу и сохранность этих денег, оператор может «умыть руки».

А вот до тех пор, пока отдельный счет не создан, пользователь должен быть проинформирован заранее о цене услуги. Надо полагать, речь идёт об обязательном включении АОС (Advice of Charge) в виде отправки SMS-сообщения с ценой услуги.

Сработает ли?

Пока делать прогнозы рано, но некоторая польза наверняка будет, мобильное мошенничество должно стать менее оголтелым. Однако следует понимать, что порядка 80% дохода от контентных услуг приходится на условное воровство, операторы и контент-провайдеры предпочитают тактично-уклончивый термин «импульсивная покупка».

То есть, подавляющее большинство «покупок» считается таковым только с позиции формального соблюдения закона. Общий принцип — воровать нехорошо (хоть и не наказуемо), а вот перехитрить — святое дело.

Просто так отказаться от контентных миллионов участники этого «бизнеса» не захотят, и эффективные обходные маневры наверняка появятся. Поэтому бдительность не теряем и с интересом следим за развитием событий.

КОНТЕНТ — ПЛАН. Советы по созданию контента в Instagram. Какой контент выбрать для Инстаграма


Читать также…

Читайте также: