Связь по новым «правилам»

Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил оказания услуг телефонной связи» разработан в Минкомсвязи и доступен для обсуждения. В случае принятия проекта «Правила» будут действовать с 1 января 2014 года.

Главная новость — объединение в общем документе правил оказания фиксированной и мобильной связи. По заявлению разработчиков, в новых «Правилах» убрано избыточное регулирование и теперь детали взаимоотношений между абонентом и оператором будут фиксироваться в «Договоре», который абонент подписывает при подключении.

Мотивировка

Текст документа можно скачать на едином портале проектов нормативных правовых актов. Цитата из резюмирующей части, в которой объясняют необходимость разработки новых «Правил»:

«Действующие правила оказания услуг как подвижной, так и фиксированной связи имеют избыточное регулирование, что создает предпосылки для их постоянного изменения в соответствии с изменяющимися реалиями. Кроме того, они во многом воспроизводят положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федерального закона «О связи» и иных законодательных актов Российской Федерации, что делает такую правовую конструкцию громоздкой и трудной для восприятия.Следует отметить, что такое детальное регулирование было необходимо, так как отношения операторов связи и абонентов на момент издания постановлений только начинали формироваться.

Вместе с тем, с момента издания постановлений существенно изменились как уровень проникновения услуг связи, так и технологии их оказания.

Согласно проекту постановления Правительства Российской Федерации новые правила будут носить рамочный характер. Также предлагается унифицировать подвижную и фиксированную связь и включить в себя уже утверждённый порядок переносимости мобильного номера.

Таким образом, предлагается убрать излишнее административное регулирование взаимоотношений операторов связи с абонентами, а все детали таких взаимоотношений перенести на уровень договора между абонентами и операторами связи».

Макро перемены Связь по новым «правилам»

Самое существенное изменение — переход на формат «два в одном», теперь документ объединяет правила оказания как мобильной, так и фиксированной связи. Наверное, у разработчиков были свои соображения о единой концепции, сокращении количества регулирующих документов и т. п. Но работать с «Правилами» стало неудобно, к сожалению.

После объединения не всегда очевидно, к какому виду связи относится то или иное положение «Правил». Правда, в большинстве разделов единого документа выделили блоки, относящиеся только к телефонной и только к подвижной связи.

Есть и позитивный аспект, волей-неволей узнаёшь много нового. Например, важнейшей теме звонков через оператора-телефониста («Барышня, дайте Смольный!») посвящено страниц десять нового документа.

В новые «Правила» перекочевали все аспекты регулирования переносимости номера при смене оператора (MNP, Mobile Number Portability), которые официально вступят в действие с 1 декабря. Эти разделы и уточнения мы уже обсудили в начале августа, с обзором можно ознакомиться здесь.

Обобщенно-рамочный подход при конструировании новых «Правил» может несколько усложнить жизнь дотошному пользователю. Сейчас операторские Договоры с абонентами во многом повторяют пункты действующих «Правил оказания услуг подвижной связи», у разных сотовиков отличия не принципиальны.

В избыточности регулирования есть свои плюсы: коридор для маневра у операторов не очень широкий, а пользователю достаточно усвоить «Правила», обязательные для исполнения всеми участниками рынка. Со следующего года операторские «Договоры» могут приобрести определенную индивидуальность и непредсказуемость.

Придется внимательно изучать «Договор» при смене оператора, а то и несколько таких документов в случае пользования разными SIM-картами. Будет, чем заняться скучными зимними вечерами.

Детали

После принятия новых «Правил» интересно будет покопаться в подробностях частей, относящихся к подвижной связи. Заниматься этим сейчас особого смысла нет, так как документ еще может измениться: операторы проанализируют проект и представят свои замечания, а Минкомсвязи обещает эти замечания рассмотреть и учесть.

А пока некоторые абзацы и формулировки «зацепили глаз», хочу предложить их вашему вниманию.

В начале документа — трёхстраничный список расшифровки используемых понятий. В списке есть «абонент», «соабонент», «узел связи» и многое другое. Зато отсутствует расшифровка понятия «оператор связи».

Странно.

«Короткое текстовое сообщение» — сообщение, состоящее из букв или символов, набранных в определенной последовательности, предназначенное для передачи по сети подвижной связи».

Если отправить символы в случайной последовательности, то это уже будет не SMS. Но цитата не из-за этого, текстовые сообщения вроде уже давно научились передавать по сетям телефонной (фиксированной) связи.

Или это намек на то, что в России передача SMS по сетям фиксированной связи использоваться никогда не будет?

«5. Оказание услуг связи может сопровождаться предоставлением оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами связи и направленных на повышение их потребительской ценности. Перечень услуг, технологически неразрывно связанных с услугами связи и направленных на повышение их потребительской ценности, определяется оператором связи самостоятельно».

В пока еще действующих «Правилах» после «может сопровождаться» присутствовали слова «…с согласия абонента», теперь этих слов нет.

«21. Оператор связи оказывает бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги:

а) выдает информацию о тарифах на услуги, о зоне обслуживания сети подвижной связи;

б) выдает информацию абоненту о состоянии его лицевого счета и о задолженности по оплате услуг подвижной связи;

в) осуществляет прием информации от абонента о технических неисправностях, препятствующих пользованию услугами подвижной связи».

В пока еще действующей версии «Правил» присутствовала фраза «Перечень бесплатных информационно-справочных услуг не может быть сокращен», теперь этой фразы нет.

«21 … Оказание информационно-справочных услуг может производиться с использованием автоинформаторов. В системе информационно-справочного обслуживания обеспечивается возможность соединения с сотрудником информационно-справочной службы».

Новый пункт, обязывающий оператора обеспечить возможность поговорить с живым человеком.

«61. В договоре должны быть указаны следующие существенные условия:

а) назначенный абоненту абонентский номер из выделенного оператору связи ресурса нумерации географически не определяемой зоны нумерации или уникальный код идентификации;

б) оказываемые услуги подвижной связи;

в) порядок, сроки и форма расчетов;

г) система оплаты услуг подвижной связи;

д) согласие (отказ) абонента на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи, и предоставление сведений о нем для оказания таких услуг, за исключением случаев использования роуминга;

е) абонентский номер и (или) уникальный код идентификации;

ж) способ доставки счета».

Те пункты, которые мы должны видеть в Договоре. Из нового — добавленная в пункт д) оговорка «… за исключением случаев использования роуминга».

«62. Оператор связи обязан:

д) возобновлять оказание услуг связи абоненту в течение 3 дней с даты получения оплаты от абонента или предоставления абонентом документов, подтверждающих ликвидацию задолженности по оплате услуг связи (в случае приостановления оказания услуг связи)».

Интересное и важное изменение текста, требующее персонально уведомлять об изменении тарифа. Больше не придется регулярно ходить на сайт посмотреть, не повысились ли цены на услуги в «родном» тарифе.

А вот новый срок уведомления за 30 дней (было 10) озадачил, зачем это сделали? Забудет ведь человек за месяц о будущем изменении.

Или так и задумано?

«62. Оператор связи обязан:

д) возобновлять оказание услуг связи абоненту в течение 3 дней с даты получения оплаты от абонента или предоставления абонентом документов, подтверждающих ликвидацию задолженности по оплате услуг связи (в случае приостановления оказания услуг связи);»

Ничего не изменилось, цитата в качестве напоминания. Бесполезно писать жалобы на то, что номер не разблокировали сразу после пополнения счёта, в пределах трёх дней имеют право.

«65. Единица тарификации соединения устанавливается оператором связи, но не может быть более 1 минуты.

Учет продолжительности соединения ведется в соответствии с принятой оператором связи единицей тарификации.

66. Продолжительность телефонного соединения, используемая для определения размера платы за соединение, отсчитывается с 1-й секунды после ответа вызываемого оборудования до момента отбоя вызывающего или вызываемого оборудования или оборудования, заменяющего пользователя в его отсутствие. Соединение продолжительностью менее 6 секунд не учитывается в объеме оказанных услуг связи».

Минимальный квант тарификации установлен в 1 минуту (так и было в прежней версии), слухи о введении обязательной посекундной тарификации оказались сильно преувеличены. Впрочем, подобные ограничения легко обходятся.

Можно делать первую минуту дороже остальных, можно брать деньги только за первую минуту, остальные как бы предоставляя в подарок.

Интереснее то, что наконец-то увеличили защитный интервал с двух до 5 секунд. 2-5, а не 3-6, так как «…соединение продолжительностью менее … секунд не учитывается» операторы трактуют в свою пользу.

Вот если бы написали «…соединение продолжительностью более … секунд учитывается», то было бы 3-6. И в качестве напоминания: бесплатны не первые 5 секунд, а разговор короче 6 секунд не оплачивается.

Разговор длиной от 6 с считается состоявшимся и оплачивается с момента соединения даже при посекундной тарификации.

«128. Оплата услуг подвижной связи осуществляется путем наличных и безналичных расчетов

При оплате услуг подвижной связи посредством авансового платежа в случае исчерпания суммы внесенных денежных средств на лицевой счет абонента оператор связи обязан приостановить оказание услуг подвижной связи. При этом оператор подвижной связи вправе с согласия абонента продолжить оказание услуг подвижной связи сверх суммы внесенных денежных средств на лицевой счет абонента».

Иными словами, списывать деньги в минус теперь можно только с согласия абонента. Сейчас еще действует схема, по которой оператор вправе, но не обязан блокировать телефон с отрицательным балансом.

Естественно, подключая обычный (не online) роуминг, абонент заведомо соглашается с отложенным списанием денег. Что, наконец-то настало счастье и номера больше не будут загонять в минус?

Посмотрим. Написано, что «оператор обязан приостановить оказание услуг подвижной связи», то есть, по идее, сразу блокировать и входящие вызовы тоже.

Если сделают так, то многие срочно побегут давать согласие.

Некоторые формулировки действительно исчезли во избежание дублирования, они есть в ЗоЗПП. Навскидку показалось, что расширились и стали подробнее описания процедур переноса номера к другому оператору, но в части нормирования сроков и уточнения процедуры.

Пока неинтересно копаться. Остальное будем изучать после появления окончательной и утвержденной версии, а то мало ли какие исправления успеют внести по результатам замечаний.

1 июня вступают в силу новые нормы и правила дорожного движения, сотовой связи и банковских услуг.


Читать также…

Читайте также: