Голубятня: о капризном хотении счастья

Голубятня: о капризном хотении счастья

В киносубботе на “Голубятне” разговор о последнем фильме Алексея Балабанова “Я тоже хочу”. Писать мне очень трудно, потому что Алексей ушел от нас в самом расцвете творческих сил чуть более месяца назад, а ожиданием смерти пронизан весь фильм от первого кадра до последнего.

Если бы “Я тоже хочу” был историей личного прощания режиссера с жизнью, мы получили бы лишь пронзительный документ авторского искусства. Балабанов остался большим мастером до конца, а потому нашел в себе силы рассмотреть мир за пределами собственного страдания, показать зрителю этот мир и попытаться найти хоть какие-то ответы для русского человека, пребывающего в больной иллюзии вечно ускользающего от него счастья.

Пока смотрел “Я тоже хочу”, сделал для себя удивительное открытие: неожиданно понял весь смысл русской истории, русской революции, русской смуты, русского зверства и абсолютной неприкаянности по жизни. Смысл этот оказался именно тем, на что указал Алексей Балабанов, – поиском счастья!

Однако поиском не целенаправленным, ответственным и усидчивым, а капризным, вздорным и взалмошным! Вот это и есть The Russian Way в истории и частной жизни.

Вдруг пронзило: а ведь точно такую же мысль пытался донести миру и Андрей Платонов! Все его творчество – это летопись счастья. История того, как русский человек упрямо искал свое счастье и что из этого вышло.

Сколько слез, горя, трагедий и мучений для окружающих и себя, в первую очередь. Такая вот печальная планида у народа, ничего не поделаешь.

Все прежнее творчество Алексея Балабанова посвящено живописанию русских мучений. Себя и окружающих.

Реки слез и крови, пытки и разбитые судьбы. Балабанов до того увлекся эстетикой мрака, что заслуженно снискал себе репутацию “мастера чернухи”.

Здесь, конечно, режиссер не открыл ничего нового, потому как традиция film noir восходит аж к немецкому экспрессионизму 20-х годов (“Кабинет доктора Калигари”, “Голем”, “Судьба”, “Носферату”, “Призрак”, “Последний смех” – немцы постарались на славу :).

Кульминацией балабановской “чернухи” стал “Груз 200”, в котором эстетизация русского кошмара достигла какой-то совсем уж болезненной меры гротеска. После “Груза 200” любоваться оказалось совсем нечем, поэтому в “Морфии” и “Кочегаре” режиссер вернулся к другим своим сквозным темам – мести, дурной зависимости и умопомешательству.

Не случись фильма “Я тоже хочу”, Алексей Балабанов так бы и остался в истории художником, навсегда застрявшим на вопросе “Как?”. Режиссер живописал все мыслимые формы национального страдания и перверсии, однако ни разу не дал ответа на главный вопрос: “Почему?”.

?

Я, конечно, вижу соблазн “Брата”, фильма, в котором, помимо традиционной чернухи, настойчиво педалируется тема Вселенской Справедливости, имманентной душе русского человека. Тема, конечно, перспективная, хотя и заезженная в наши дни до крайности, однако она по-прежнему не дает ответа на тот самый больной вопрос: “Почему?” Почему русский человек творит чудовищное зло и несет неимоверные страдания себе и окружающим?

Из-за того, что болезненно переносит отсутствие Справедливости в мире? Я вас умоляю!

Почему нельзя просто выйти и спокойно, без эмоций защитить Добро, восстановить Гармонию без того, чтобы утопить в крови и слезах всё и всех вокруг?

В фильме “Я тоже хочу” Алексей Балабанов вышел на новый для себя уровень постижения таинства бытия и попытался прямым текстом дать ответ на тот самый сакраментальный вопрос “Почему?”. Сюжет картины просто: бандит, другой бандит, по совместительству – алкоголик, безумный музыкант и проститутка отправляются на поиски “Колокольного счастья”, что характерно, по рекомендации батюшки, исповедовавшего первого бандита.

По ходу сразу замечу, чтобы больше не возвращаться: религиозный мотив (не абстрактный, а совершенно конкретный – православный) в творчестве Балабанова ранее не звучал, и, на мой взгляд, его появление в последнем фильме объясняется личными обстоятельствами – неизлечимой болезнью режиссера. Балабанов обратился к церкви по естественным мотивам, а затем перенес это обстоятельство в сюжет своего фильма.

Никакой органической роли православная церковь и вера в “Я тоже хочу” не играет по простой причине: герои фильма бесконечно далеки от религии, а их переживания и внешние атрибуты веры (постоянно все в кадре крестятся) – лишь дань обстоятельствам: не в мечеть же, в конце концов, идти или синагогу?! Чай, русская страна!

Иначе и быть не может: нельзя 70 лет пребывать в воинственном атеизме, а потом с бухты-барахты взять и органично прильнуть к лону родной Церкви. И лоно уже не то, и религиозного чувства от рождения не наблюдается.

Одним словом, герои фильма движутся по направлению к Колокольне, которая, по слухам, забирает к счастью. Правда, не всех. А кого?

Здесь самое интересное и начинается.

Биографии бандита, музыканта и проститутки, слава богу, в последнем фильме Балабанова остаются за кадром. Если бы опять началось живописание мерзостей, творимых героями, то мы были бы вынуждены констатировать творческую деградацию режиссера.

В начале фильма герои уже нагружены по самое не балуйся горестями и страданиями (опять же, как водится: нанесенными окружающим и самим себе) и теперь намерены как-то выйти из этого проклятого круга (если бы сюжет был индийским, то непременно пришлось помянуть Сансару).

Итак, бандит, хлопнувший пару сотен виновных и невинных душ, музыкант, исполняющий всю жизнь какую-то бесовскую какофонию, и проститутка, выпускница философского факультета университета (ох, как возмущался по этому поводу Кирилл Мартынов у себя на Твиттере :), “торгующая туловищем”, потому что так надо, отправляются в поход за счастьем. Почему?

Потому что им очень хочется. Каждый из них так и говорит в кадре: “Я тоже хочу!”

Кульминацией становится момент, когда бандит входит в Колокольню несколько раз подряд, а Колокольня его не принимает, не забирает к счастью, а равнодушно выплевывает! Бандит искренне так недоумевает: какого, в натуре, рожна?

Что за базар, мол: я ведь ХОЧУ счастья, а мне не дают! Ложится на снег и умирает.

Видимо, от горя и разочарования.

Итак, что необычного показывает нам Алексей Балабанов? Уж не знаю, насколько продумано у него было это решение или, как чаще всего и бывает, родилось спонтанно – из гениальной интуиции, но для меня увиденное стало настоящим откровением: русский человек хочет счастья, ищет счастья и требует счастья!

Что же тут оригинального?! Разве есть на земле другой народ, который бы не хотел счастья?

Хотят, конечно, все, но вот требуют счастья не так уж и многие. Я бы даже рискнул предположить: вообще никто.

Кроме русского человека.

Что такое требование? Это следствие убеждения в том, что тебе нечто положено. Ты это заслужил, имеешь на это право и – главное! – тебе должны (обязаны!) предоставить. Счастье.

А с какой, собственно, стати?! Что ты такого сделал хорошего в жизни, чтобы даже не требовать, а просто хотя бы претендовать??

Именно этот вопрос в русском человеке не возникает! Он вообще на эту тему не задумывается.

Он твердо знает, что ему полагается счастье, он его хочет и ждет, что его ему предоставят. Русский человек рождается для счастья!

?

В исторические периоды воспаленной пассионарности русский человек перестает ждать и берется собственными руками ковать полагающееся ему счастье. Сокрушая вокруг себя всё, что, как ему кажется, наступлению счастья мешает и стоит на его пути.

В одной фразе мы только что описали всю суть Октябрьской революции! Что такое русская гражданская война 1918-1924 гг.?

Это как раз и есть устранение всего, что, по мысли ощутившего свою пассионарность русского человека, мешает Счастью! Перечитайте с этой мыслью великого Платонова, и вы выйдете на совершенно иную глубину в его “Котловане”!

Что же такого оригинального сказал Балабанов? Чем русское счастье отличается, ну, я не знаю, от французского или, там, немецкого?

Ох как отличается! Мало кому приходит в голову, что: а) счастье тебе положено просто так – за красивые глаза и б) счастье тебе обязаны предоставить.

Последнее обстоятельство пребывает вне частного контекста: не важно, кто мне обязан дать счастье – родное государство, царь-батюшка, Иосиф Сталин, господь Иисус Христос или, на худой конец, полуразрушенная Колокольня! Важно, что обязан!

И я буду требовать.

А немец там, или француз с испанцем, требовать не будут, потому что им такое вообще в голову прийти не может. Нерусские люди откуда-то знают, что счастье нужно: а) заслужить какими-то делами и б) добыть собственными руками.

А не ждать, пока тебе принесут на блюдечке с голубой каемочкой счастье, которое ты к тому же еще и полагаешь имманентно себе положенным!

Что же получается: русский человек такой неадекватный в мире? Нет, конечно. Просто русский человек – это вечный ребенок!

Только ребенок может так искренне и неподдельно требовать от родителей дать ему его законную игрушку. Только ребенок может капризничать вовне, выставлять претензии к окружающему его миру на том лишь основании, что он … ребенок!

?

Это мой медвежонок, это моя пожарная машинка, это мое счастье! Дайте его мне поскорее! А за что дать-то? А ни за что!

Просто так, потому что моё! Может, все-таки встанешь и сам возьмешь? Вот еще! Мне положено!

Принесите! И тут же – на пол, на спину, сучить ногами, орать благим матом.

А то и хуже: Ах так! Не даете?! Ну пеняйте на себя!

И – крушить всё вокруг, сносить всё подряд. Всё, что стоит на пути, заслоняет, отделяет нас от счастья ??

Лично у меня нет сомнений: “Я тоже хочу” – лучший фильм Алексея Балабанова. Хотя и не самый зрелищный. Но тут уж ничего не попишешь: головное искусство всегда уступает чистой образности.

Даже если эта образность и чернушная.

Обзор моей голубятни и голубей


Читать также…

Читайте также: