Darpa создаёт беспилотник для пятилетнего полёта

Научно-исследовательское агентство Пентагона (DARPA) нашло партнёра, который попробует построить для американских военных поистине феноменальный самолёт под условным наименованием «Гриф» (Vulture), способный оставаться в воздухе непрерывно в течение всего 5-летнего срока своей «жизни».

По замыслу агентства, аппарат тяжелее воздуха должен нести полезную нагрузку весом 454 килограмма, потребляющую 5 киловатт мощности (понятно, это будет разведывательная аппаратура и системы связи), барражировать на высоте 18-28 километров и, главное, оставаться там непрерывно в течение пяти лет.

Это очень большой срок, предъявляющий особые требования к надёжности всех систем и долговечности планера в условиях воздействия перепадов температур (день/ночь), ветров, и солнечного ультрафиолета.

Тем не менее у авиационной промышленности есть все предпосылки для создания такого аппарата, который, по словам менеджера программы Vulture Дэниела Ньюмана (Daniel Newman), «полностью изменит парадигму воздушных судов».

Действительно, у такого аппарата один полёт будет равен всему сроку эксплуатации, что похоже на условия работы спутников. У Vulture фактически не будет наземной части «жизни» (посадки, технического обслуживания, ремонта).

Однажды запущенный, он должен будет оставаться в небе, что называется, «до списания».

Правда, как вариант, американские военные предлагают инженерам рассмотреть возможность постройки модульной системы, в которой некие части могли бы быть заменены «на ходу». Но более реальным представляется проект самолёта-спутника с избыточным дублированием ключевых систем.

Darpa создаёт беспилотник для пятилетнего полёта
Пока нельзя сказать, как будет выглядеть новая «игрушка» военных.

Возможно, супердолговечный беспилотник (разведывательный псевдоспутник) будет похож на этот эскиз специалистов NASA (иллюстрация NASA).

В своих требованиях DARPA исключило возможность применения в Vulture ядерного (изотопного) источника питания. Так что остаются две возможности: водородные топливные элементы с периодической дозаправкой (кстати, технология автоматической дозаправки самолёта в воздухе уже создана и испытана) либо солнечные батареи и аккумуляторы для поддержания работы аппарата ночью.

И то и другое уже опробовано в прежних аппаратах и, наверное, выглядит более работоспособным, чем недавняя идея самолёта-разведчика, который будет воровать ток из ЛЭП.

Скажем, нужно вспомнить гигантский беспилотный самолёт на солнечной энергии Helios, созданный компанией AeroVironment в рамках программы NASA. Прежде чем аппарат разбился, он успел установить ряд рекордов.

Также важной ступенькой в развитии «долгоиграющих» беспилотников стал экспериментальный Global Observer — самолёт на жидком водороде, по идее способный держаться в воздухе в течение недели. Он также был создан компанией AeroVironment.

И, конечно, нельзя не вспомнить рекорд солнечного беспилотника Zephyr компании QinetiQ, который прошлой осенью впервые в мире провёл в небе более двух суток кряду, используя для полёта исключительно солнечную энергию.

Каким будет дизайн Vulture, пока сказать нельзя. Однако в конце февраля 2008-го Ньюман заявил, что DARPA близко к заключению контракта на разработку первоначальной концепции такого самолёта, поскольку появился «по меньшей мере один» соискатель (объявление о поиске разработчика Vulture появилось в прошлом году).

Правда, кто именно обратился к агентству с такой заявкой — DARPA не сообщает.

Зато известно, что в течение года подрядчик агентства должен представить проекты масштабного прототипа Vulture и полноразмерного образца. Далее, во второй фазе проекта (а именно – до 2012 года), инженеры должны будут построить реальный уменьшенный прототип машины и продемонстрировать его способность к непрерывному полёту в течение трёх месяцев.

Если всё пройдёт гладко, в третьей фазе работ подрядчик должен будет построить полномасштабный прототип самолёта, который должен продержаться в небе в течение года.

Испытывать опытные образцы на стойкость весь пятилетний срок было бы слишком долго. Так что у конструкторов не будет права на ошибку.

Первые «товарные» Vulture, поступающие в эксплуатацию, должны будут гарантированно отработать свои 5 лет.

Читайте также о проекте первого пилотируемого солнечного самолёта, стрателлите и косом крыле.

Проведены испытания самого тяжёлого беспилотника \


Читать также…

Читайте также: