Экономная линия предлагает чистый эколайнер

Проект самолёта от авиакомпании — вещь несколько неожиданная, согласитесь. Но реальная.

Авторы этого необычного лайнера собрали воедино различные идеи и разработки, которые на той или иной стадии уже существуют в недрах мировых авиастроительных и двигателестроительных компаний. Компиляция получилась яркая.

Британская авиакомпания «экономкласса» easyJet представила собственную концепцию ультраэкономичного и тихого лайнера будущего, базирующуюся на существующих разработках. И правда, кому как не авиаперевозчику во всех тонкостях знать – какая техника ему нужна?

Итак, easyJet придумала экзотический проект пассажирского самолёта для коротких линий, в котором всё подчинено главной цели — радикальному снижению расхода топлива и выбросов вредных веществ (с соблюдением всех норм безопасности, конечно).

Лайнер, названный ecoJet, может быть построен к 2015 году с применением уже существующих технологий, утверждают представители авиакомпании. Они полагают, что данным проектом могли бы заинтересоваться производители авиатехники.

Экономная линия предлагает чистый эколайнер
easyJet ecoJet выглядит необычно, но в нём нет ни одной технологии, которой не существует сегодня (фото easyJet).

Как и новейший углеродный Boeing Dreamliner (он же — 787-й; про него мы ещё рассказывали тут и тут), ecoJet должен быть выполнен из композитных материалов. Кстати, 787-й, за счёт более низкой массы и самого свежего поколения двигателей – примерно на 27% экономичнее предшественников такого же размера.

Но гораздо важнее низкого веса — необычные формы ecoJet и его двигатели, размещённые на хвостовом V-образном оперении.

Это должны быть турбовентиляторные двигатели с вентилятором (воздушной турбиной) без кольцевого обтекателя, что делает их близкими (но не идентичными) к турбовинтовым и винтовентиляторным движкам.

По расчётам компании, эти двигатели обеспечат солидную экономию топлива на коротких линиях за счёт большего, чем у традиционных движков, КПД.

Кончики лезвий вентилятора должны двигаться с дозвуковой скоростью (между вентилятором снаружи и трубиной внутри движка будет стоять понижающая передача), что станет одним из факторов снижения уровня шума. Тому же поспособствует форма хвостового оперения.

На взлёте и посадке ecoJet должен быть на 25% тише лучших нынешних моделей такого же класса.

Турбореактивные двигатели с вентилятором внешнего контура без обтекателя (так называемый unducted fan, близкий по принципу работы к винтовентиляторному движителю) давно испытывают различные фирмы, как, например General Electric (фото с сайта aerospaceweb.org).

Что до экономичности, то компания приводит такие цифры: ecoJet будет выбрасывать на 50% меньше углекислого газа (с сопоставимым снижением расхода горючего) на пассажиро-километр. А именно — 47 граммов.

Как тут не вспомнить, что гибридомобиль Toyota Prius II номинально выбрасывает на каждый километр 104 грамма диоксида углерода, а обычные легковые автомобили – в 1,3-2 раза больше.

Кроме того, чудо-лайнер британской авиакомпании должен показать на 75% более низкий уровень выброса окислов азота.

Снижению расхода топлива также должно способствовать некоторое ограничение в крейсерской скорости, против нынешних моделей для коротких линий (очевидно, для них такое снижение не будет критичным, поскольку весь рейс и так длится недолго).

Ещё компания готова пойти на небольшое сокращение предельной дальности полёта (у машин для коротких линий она обычно имеет большущий запас). Также с целью снижения взлётного веса.

Глава easyJet Энди Харрисон (Andy Harrison) говорит: «Сегодняшние самолеты на 70% чище и на 75% тише, чем их предшественники 1960-х. Теперь мы планируем создать следующее поколение лайнеров, которое поможет убрать самолёты из уравнения эмиссии».

Тут Энди подразумевает глобальные выбросы парниковых газов, в которых некоторая доля приходится на авиацию.

Так вот, серийный ecoJet помог бы сначала сократить, а потом и стабилизировать выбросы углекислого газа лайнерами, несмотря на постоянный рост авиапарка и авиаперевозок.

Любопытно, что easyJet — компания с самым молодым парком в Европе — средний возраст её самолётов (это 131 лайнер, главным образом Airbus A319) составляет 2,3 года. Однако Харрисон говорит, что с удовольствием купил бы не одну сотню ecoJet, если бы такой самолёт производился сегодня.


Читать также…

Читайте также: