Второй терминатор гладиатор вооружён жалящими шариками
В неравном бою с военным роботом куча мусора была повержена. Не устояла, несмотря на всю свою крутизну, перед натиском 6-колёсного вездехода. Это древнеримские гладиаторы сражались со зверьём и друг с другом. Современный Gladiator пока воюет с кучей.
Ну, так ведь это — первая публичная демонстрация.
Дебют имел место 4 августа 2005 года на территории какой-то промзоны в Пенсильвании. Тёмно-зелёный робот «кувыркался» на куче камней и щебня, хвастаясь своей манёвренностью перед охающей и ахающей толпой.
Пересекал связки рельсов и деревянных балок, не опрокинулся ни разу.
Что ж, хотя «Гладиатора» мы как могли подробно описывали ровно 2 года назад, пришло время взглянуть на него снова. Ведь и сам робот изменился (куда гусеницы делись?), и произошло много чего интересного.
Перемены начались с поражения. Нет, куча мусора на этот раз ни при чём.
Университету Карнеги-Меллона (CMU) в феврале этого года удалось побить гиганта — корпорацию Lockheed Martin — и заполучить пентагоновский контракт суммой $26,4 миллиона.
Покорение кручи, то есть – кучи (фото V. W. H. Campbell Jr./Pittsburgh Post-Gazette).
Эти деньги университет получил на создание шести опытных образцов тактического беспилотного наземного транспортного средства (TUGV), то есть — «Гладиатора».
Шестёрку прототипов CMU следует подготовить к маю 2007-го, изготавливаться они будут на заводе BAE Systems — это британский подрядчик, новый партнёр университета.
Если первые машины успешно пройдут все испытания и многочисленные проверки, американское минобороны грозится сделать заказ сразу на две сотни таких военных роботов. В настоящий бой их планируется отправить к 2009-2010 годам (с кем будут в это время воевать Штаты, не уточняется).
Эта фотография появилась сразу после того, как университет Карнеги-Меллона выиграл контракт Пентагона. По количеству стволов «Гладиатор» мог сравниться с органом. Теперь «трубок» стало намного меньше, да и гусеницы пропали (фото Cpl.
Luis R. Agostini/USMC).
Кстати, цена одного Gladiator сейчас колеблется в районе $300-400 тысяч. Разумеется, она зависит от комплектации, пока довольно скудной.
В настоящее время цель — создание больших роботов-разведчиков с дистанционным управлением, способных к выполнению миссий на «враждебных» территориях.
Таким робота, окажись он сейчас на поле боя, увидели бы враги (фото Carnegie Mellon University).
Полуавтономные «Гладиаторы» должны проводить осмотр и предупреждать солдат об опасностях, вроде минных полей, ловушек, спрятавшегося неприятеля, или ещё более страшных угроз, типа химических, биологических или ядерных. А в конечном счёте, военные надеются «Гладиаторов» чем-нибудь вооружить.
Последний же опытный образец имеет лишь контейнеры для ручных гранат, которые идущие сзади солдаты могут использовать, чтобы расчистить себе и роботу дорогу.
Ещё у машины есть трубы для создания дымовой завесы (как вариант – выпуска слезоточивого газа), некое оборудование для запуска несмертельных «жалящих шариков» и станок для автомата среднего размера.
Gladiator весит аж 3 тонны, но, по идее, должен умещаться в Humvee, для транспортировки (мы тоже видели Humvee – как? — наверное, речь идёт о пикапе).
Управляет роботом солдат с джойстиком и в специальном шлеме с окуляром, чтобы видеть глазами-камерами машины.
Американский конгрессмен Джон Мёрта (John Murtha) проверяет на прочность колёса военного робота (фото Sean Stipp/Tribune-Review).
Вообще же, морские пехотинцы, которым предстоит осваивать «Гладиаторов» в условиях, приближенных к боевым, потребовали от университета, чтоб управление было простым до невозможности – в CMU постарались учесть это пожелание: «Пехотинцы — бескомпромиссный клиент, они всё время настаивают на облегчении использования», — жалуются в Карнеги-Меллоне.
Конгрессмен Джон Мёрта проверяет на прочность дымовую пушку робота (фото V. W. H. Campbell Jr./Pittsburgh Post-Gazette).
Что касается двигателя, то робот располагает электромотором и аккумуляторами, которые заряжает дизель-генератор. Если же требуется бесшумное движение, дизель останавливается, и в ход идёт запас энергии в батареях – это позволяет «Гладиатору» выполнять деликатные миссии.
Максимальная скорость Gladiator на асфальте 26 км/час, по бездорожью – примерно в два раза ниже. Робот может пересечь траншею шириной 1 метр, ручей глубиной 70 сантиметров и кучу мусора, конечно.
Type