Впервые созданы перезаряжаемые воздушно-цинковые батареи
Новый тип воздушно-цинкового элемента (zinc-air battery) выводит на рынок швейцарская компания ReVolt. Новинка обещает превзойти литиево-ионные батареи по энергоёмкости в три раза и при этом стоить в два раза дешевле.
Отметим, что сейчас воздушно-цинковые батареи выпускаются только в виде одноразовых элементов либо «перезаряжаемых» вручную, то есть при помощи смены картриджа. Кстати, этот тип батарей безопаснее литиево-ионных, так как не содержит летучих веществ и, соответственно, не может воспламениться.
Основная препона на пути создания перезаряжаемых от сети вариантов – то есть аккумуляторов — быстрая деградация устройства: электролит деактивируется, реакции окисления-восстановления замедляются и вовсе останавливаются всего после нескольких циклов перезарядки.
Чтобы понять, почему так происходит, надо для начала описать принцип работы воздушно-цинковых элементов. Батарея состоит из воздушного и цинкового электродов и электролита.
Во время разрядки поступающий извне воздух не без помощи катализаторов образует в водном растворе электролита гидроксил-ионы (OH-).
Они окисляют цинковый электрод. В ходе этой реакции высвобождаются электроны, образующие ток.
Во время зарядки аккумулятора процесс идёт в обратную сторону: на воздушном электроде продуцируется кислород.
Ранее в ходе работы перезаряжаемой батареи водный раствор электролита часто просто-напросто высыхал либо проникал слишком глубоко в поры воздушного электрода. Кроме того, осаждающийся цинк распределялся неровно, образуя разветвлённую структуру, из-за чего между электродами начинали происходить короткие замыкания.
Новинка лишена этих недостатков. Специальные гелеобразующие и вяжущие добавки контролируют влажность и форму цинкового электрода.
Кроме того, учёные предложили новые катализаторы, которые тоже значительно улучшили работу элементов.
Пока наилучшие показатели прототипов не превышают сотни циклов перезарядки (фото ReVolt).
Исполнительный директор ReVolt Джеймс Макдугалл (James McDougall) полагает, что первые продукты в отличие от нынешних опытных образцов будут перезаряжаться до 200 раз, а в скором времени удастся достигнуть отметки в 300-500 циклов. Этот показатель позволит использовать элемент, например, в сотовых телефонах или ноутбуках.
Прототип новой батареи был разработан в норвежском исследовательском фонде SINTEF, ReVolt же занимается коммерциализацией продукта (иллюстрация ReVolt).
Компания ReVolt также разрабатывает воздушно-цинковые батареи для электрических транспортных средств. Такие изделия напоминают топливные элементы.
Цинковая суспензия в них исполняет роль жидкого электрода, воздушный же электрод состоит из системы трубок.
Электричество вырабатывается при прокачивании суспензии через трубки. Образующийся оксид цинка затем сохраняется в другом отсеке.
При перезарядке он проходит прежним путём, и оксид превращается обратно в цинк.
Такие батареи могут производить больше электричества, так как объём жидкого электрода может быть гораздо больше объёма электрода воздушного. Макдугалл полагает, что этот тип элементов сможет перезаряжаться от двух до десяти тысяч раз.
Что касается использования, то в будущем году ReVolt планирует выпустить первые маленькие воздушно-цинковые батареи для слуховых аппаратов, а чуть позже и для сотовых телефонов. Более крупные элементы (для электротранспорта) появятся на рынке только через несколько лет.
Больше подробностей о технологии можно узнать из этого PDF-документа. Читайте также о прототипах водно-литиевой и литиево-кислородной батарей, а ещё о воздушно-ванадиево-боридном элементе, превзошедшем по энергоёмкости бензин.
Ртутно-цинковые элементы