Стеклянные трубы поднимут над городом скорых велосипедистов
Ехать со скоростью 50 км/час. На велосипеде. Зимой. На высоте 10 метров над городом.
По стеклянной трубе. Это — утопия. И канадский архитектор Крис Хардвик (Chris Hardwicke) не спорит — Utopia.
Но всё равно мечтает реализовать свой проект в родном Торонто, где проживает около 330 тысяч велосипедистов.
Изначально Хардвик размышлял примерно так. На случай зимы или дождя у пешеходов есть метро и подземные переходы. С автомобилями понятно – они правят миром.
А что есть у велосипедистов? В лучшем случае, белая линия на тротуаре, так называемая велосипедная дорожка, заполненная либо снегом, либо теми же автомобилями.
Это справедливо?
«Теперь велосипедам, которые, в отличие от автомобилей, не наносят миру никакого вреда вообще, досталась только полоска, нарисованная на асфальте! Я подразумеваю, что наши велосипедные дорожки — просто краска. Краска! Это возмутительно!
И я задумался, что можно сделать для велосипедистов, чтобы помочь им?» – объясняет Хардвик, в своих фантазиях поднявший крытые дорожки над городом.
В названии Velo-City архитектор объединил ключевые слова, описывающие его проект: велосипед (Velo), город (City), скорость (Velocity). Прежнее название было не таким удачным — Flying Bikes.
«В основном, моя идея призвана облегчить передвижение велосипедистов по городу. Это такая связка труб, практически висящих в воздухе, по которым вы едете на велосипеде, не взирая на погодные условия, не видя автомобилей, не страдая от загрязнений и прочих вещей, — рассказывает автор.
— Трубы должны быть сделаны главным образом из стекла, поэтому это будет похоже на поездку через длинный атриум. Задумано три полосы движения, точно так же, как на шоссе: для медленной, умеренной и быстрой езды.
На этой картинке система, вроде бы, предстаёт во всей красе, но со слов архитектора выходит, что всё будет несколько иначе.
Если будет (иллюстрация с сайта velo-city.ca).
Каждая труба имеет два направления движения, отделённых друг от друга. Это разделение снижает сопротивление воздуху и создаёт естественный попутный ветер, таким образом, эффективность езды возрастает примерно до 90% — велосипедисты смогут ездить быстрее, на скорости до 50 км/час».
Система Velo-City, убеждён изобретатель, может конкурировать с подземкой и шоссе. На велосипеде иной раз добраться в нужное место проще и приятнее.
Velo-City может соперничать даже в скорости. По расчётам Хардвика, метро между большинством остановок едет 40-50 км/час.
С автомобилями в пробках та же беда.
А стеклянные трубы можно установить почти где угодно: нет никаких выхлопов, никакого шума, никакого вреда центру города. Выезды из этих труб в самых разных ключевых точках места много не займут.
К тому же, Velo-City нетрудно привязать к существующим инфраструктурам или наоборот — добавить сети к самой системе — оптоволоконные кабели с Интернетом, солнечные батареи и так далее.
Ещё вокруг Velo-City можно выстроить собственную инфраструктуру, привязанную, например, к железной дороге и метро (открыть пункты проката «жёлтых велосипедов»), система обрастёт магазинчиками, кафе, оранжереями прямо в трубах. Туристы будут специально приезжать.
Можно построить комплекс раз и навсегда, можно развивать постепенно, добавляя различные усовершенствования. Например, как вариант, есть возможность выделить полосу для катающихся на роликовых коньках.
На схеме Velo-City выглядит крупной разветвлённой системой. Её трубы обозначены красным цветом.
Голубым – метро, зелёным – железные, а серым – автодороги (иллюстрация с сайта velo-city.ca).
«Я знаю, что к 2020 году Торонто хочет пересадить на велосипеды 20% жителей, нынче пользующихся тем или иным видом транспорта. Это довольно честолюбивая цель, ведь прямо сейчас в городе велосипедисты составляют приблизительно 8%, — говорит Хардвик.
— Но когда планы начинают воплощаться в жизнь, вылезают серьёзные трудности, прежде всего, потому что расстраиваются автомобилисты — вы захватываете их место. А с моей системой на велосипедах можно получить до 30-40%.
И, что особенно важно, Velo-City разгрузит остальных перевозчиков — это больший простор на дорогах, больше пространства на тротуарах, свободные места в общественном транспорте».
Что же до стоимости реализации проекта, то автор Velo-City утверждает, что она сопоставима со строительством шоссе. При этом система позволит сэкономить немало денег — ежегодно на здравоохранение, из-за одних загрязнений воздуха, расходуются миллиарды.
Велосипед же укрепляет здоровье людей, а система Velo-City защищает их от всякой гадости.
В настоящее время Хардвик занят поиском единомышленников – хочет сколотить команду специалистов разного профиля, чтоб разобраться с нюансами. Он уже и карту-схему своей «надземки» нарисовал и абсолютно уверен: с такими социальными, экологическими, политическими и прочими факторами, ценами на нефть «мы не может позволить себе не строить Velo-City».
Развертка подседельной трубы велосипедной рамы