Россия может спасти свой сегмент мкс перед её уничтожением
По информации BBC News, у РКК «Энергия» имеется план спасения российских модулей МКС после завершения срока эксплуатации всего комплекса. Отсоединённые и оставленные на орбите, они послужат базой для строительства новой российской космической станции.
Номинальный срок окончания работы МКС — 2015 год. Так планировалось когда-то. Но ныне специалисты уверены, что его удастся продлить до 2020-го. Тут подразумеваются как техническая возможность, так и финансирование со стороны стран-партнёров.
А вот дальше на повестке дня встанет вопрос об утилизации гигантского форпоста, и здесь неожиданный ход может последовать со стороны России.
Ещё в мартовском интервью агентству «Интерфакс-АВН» президент и генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота высказался относительно будущей российской станции достаточно обтекаемо:
«Планы по новой орбитальной станции будут определены при формировании Федеральной космической программы на 2011-2020 годы. Сейчас идут подготовительные работы.
Но, безусловно, уже сейчас ясно, что в новых проектах нужно использовать весь опыт и „уроки“ МКС, как в части проектирования, определения задач и целевого использования, так и установления форм интеграции в международные космические программы с учётом места и роли в межпланетной инфраструктуре».
Теперь же BBC со ссылкой на неназванного высокопоставленного чиновника корпорации приводит новые подробности. В отличие от европейских и американских коллег российские инженеры оптимистично смотрят на возможность продления срока службы на орбите модулей станции.
«Мы летали на »Мире в течение 15 лет и накопили колоссальный опыт в продлении срока службы, — заявил сотрудник «Энергии». — Я не вижу никаких проблем, за исключением возможного пробития «кожи» модулей микрометеоритами. Аппараты могут летать 20 или 30 лет, и если у нас не будет прямого попадания, мы можем заменить практически все внутренние компоненты.
Мы научились на «Мире»: всё, что может отказать в этот период времени, — может быть заменено.
Перспективная пилотируемая транспортная система призвана прийти на смену «Союзам» примерно в 2018 году.
При её создании будут использованы наработки по так и не состоявшемуся Клиперу, однако облик и компоновка с коническим спускаемым аппаратом (многоразовым) и цилиндрическим агрегатно-двигательным отсеком (одноразовым) будут схожи всё с теми же «Союзом» и «Орионом».ППТС должен оказаться более универсальной машиной, чем ветеран «Союз», и также более крупной и тяжёлой. На этой художественной реконструкции корабль ППТС показан
«Энергия», по информации BBC, уже разрабатывает новый узловой модуль — сферу с шестью стыковочными узлами, который пригодится при сборке новой гипотетической станции с использованием российских компонентов МКС.
При этом, если МКС в большей степени является научной платформой, новая российская станция в первую очередь должна послужить площадкой для полётов людей в дальний космос — на Луну и Марс.
Эта станция поможет отработать технику для таких экспедиций, послужит перевалочным пунктом в рейсах на Луну и верфью для сборки марсианского пилотируемого комплекса.
Правда, если планы по отделению российских модулей от МКС при выводе её из эксплуатации осуществятся, окажется нерешённым вопрос о контролируемом сведении международной станции с орбиты (сейчас главный «двигатель» МКС — это именно российский сегмент).
Тут партнёрам придётся положиться на европейский автоматический корабль ATV, который достаточно мощен для данной задачи. Но он стыкуется опять-таки к российскому сегменту, а чтобы он мог выполнять роль буксира на американской части станции — потребуется переделка.
Европейцы уже изучают такую возможность.
Позднее в космос должен подняться японский грузовик HTV, да и американский Orion к тому моменту должен уже «встать на крыло». А значит, вопрос контролируемого падения станции так или иначе будет решён, — полагают специалисты.
Читайте также о частной многоразовой орбитальной лаборатории.
Фильмоскопия: Что скрыто в фильме МАРСИАНИН? (Познавательное ТВ, Артём Войтенков)