Pumpabike: стойте вприпрыжку со скоростью 16 узлов
Пока не посмотришь видео, и не поймёшь, что это такое. Вроде бы, средство передвижения, но без колёс, без двигателя – вообще без ничего.
По первым предположениям, то ли снегоход, то ли нечто, по воде волокущееся на привязи за катером.
А вот и не угадали. Видео находится, к примеру, здесь (1,28 МБ). Это, если верить создателю, первое в мире судно на подводных крыльях, для езды на котором не требуется ничего, кроме самого наездника (Human-powered hydrofoil).
Называется это Pumpabike (не очень дружелюбный сайт на флэше).
Стоит за Pumpabike личность не менее необычная, чем сам «аппарат». 37-летний изобретатель Майк Пьюзи (Mike Puzey) родился в Зимбабве и рос в механизированной среде: с детства его окружали автомобили, велосипеды, самолёты и другая доступная в Африке техника.
Неудивительно, что Пьюзи стал квалифицированным инженером, гонщиком, пилотом, изобретателем и, так сказать, рационализатором. Основал свою фирму Puzey Design.
Наиболее известными разработками этого человека стали Evo Powerboards (шустрые такие самокаты с мотором; не особо интересные) и, собственно, Pumpabike.
Сначала нужно оттолкнуться от земли, а потом прыгать, прыгать и прыгать — насколько хватит сил (фото с сайта gocart-scooterstore.com).
Приставка «pump» (насос) в названии появилась, скорей всего, потому, что ездок действительно походит на орудующего насосом человека, только ничего он не накачивает. Разве что, какие-то из своих мышц.
Кстати, максимальный вес наездника не должен превышать 110 килограммов, а минимальный – не ниже 35. Соответственно, дети до 13 лет к управлению «байком» не допускаются.
Со стороны катание выглядит забавно, но это нормальная «цена» за развлечение для самого ездока и развиваемые им на воде скорости от 5 до 30 километров в час. Притом, что по большому счёту Pumpabike – это 14 килограммов алюминия и пластика.
По количеству ссылок в Сети можно сказать, что Pumpabike более-менее прижился в Японии и ещё, пожалуй, в Польше (фото с сайта so-gen.jp).
Следует отметить, что «байк» – штуковина разборная. С одной стороны, в разобранном виде его можно сложить в сумку (его размеры тогда составят 1650 x 650 x 350 мм).
С другой, на сборку требуется время. В зависимости от сноровки – до 15 минут.
Теперь допустим, что Pumpabike готов к «бою». Вы подносите его к воде, придерживая за руль, как вставшего на дыбы коня.
Затем просовываете одну ногу в ремень-петлю, как будто надеваете шлёпанцы.
Потом опускаете передние крылья в воду, оттолкнувшись от берега, продеваете в петлю вторую ногу и начинаете путешествие.
Подпрыгивайте вверх-вниз, крепления для ног не дадут вылететь из «седла». И Pumpabike будет двигаться вперёд, поворачивать, повинуясь рулю и перемещению веса тела ездока.
Этот рисунок призван объяснить принцип движения «байка» (иллюстрация с сайта gocart-scooterstore.com).
Но надо же ещё объяснить принцип действия. С виду всё очень просто, но вот описать это словами… Попробуем.
Дело в том, что платформа, на которой стоит человек, соединена с задним, наибольшим подводным крылом не жёстко, а посредством рычагов и шарниров.
Когда ездок «приседает», стойки, удерживающие заднее крыло, отклоняются назад, а передняя кромка крыла, соответственно, наклоняется вниз и в процессе его погружения – происходит толчок.
То есть, когда человек толкает крыло вниз, оно стремится продвинуться вперёд. А вот при обратном движении человека (и крыла) вверх оно выравнивается и не создаёт сопротивления движению вперёд.
Уф… Как-то так.
По сравнению с маленькими японцам Pumpabike кажется гигантским (фото с сайта so-gen.jp).
В целом картина получается идиллическая. Пришёл на бережок с сумкой, по-быстрому собрал Pumpabike и вот уже носишься по водной глади на экологически чистом транспорте, привлекая удивлённые, восторженные и завистливые взгляды окружающих.
Однако при желании можно отыскать в Pumpabike массу недостатков. Например, такой: если человек, скажем, устанет и прекратит прыгать, «байк» не удержит его на себе, так что отдыхать можно либо в воде, держась за Pumpabike (сам он не утонет), либо на берегу.
Ну, а самый главный недостаток данного плавсредства – это его непомерная стоимость: в магазинах цена варьируется от $800 до $1 тысячи. Для 14 килограммов пластика с алюминием, приводимых в движение одной лишь мускульной силой, это, согласитесь, чересчур.
Как перевести узлы в м/с