Продолжение саги о переносимости номеров

Продолжение саги о переносимости номеров

Со сменой оператора без потери номера у нас опять нехорошо. Зато, судя по новым идеям поэтапной реализации проекта, у руководства Минкомсвязи хорошо с чувством юмора.

Чем дальше, тем интереснее и более непредсказуемо.

Судя по заявлению вице-премьера Аркадия Дворковича, внедрение услуги переносимости мобильных номеров MNP (Mobile Number Portability) может быть в очередной раз задержано. С формулировкой «на два-три месяца», что уже обнадеживает.

Раньше «задержки» отмерялись щедро, годами, а нынешний переход на «помесячное исчисление» задержек даёт повод надеяться на то, что MNP всё-таки реализуют в обозримом будущем.

О приключившейся «задержке» писать бы не стоило. Чего уж там, задержка не первая, не пятая и, скорее всего, не последняя. Интереснее другое: материализовалось предложение о поэтапном внедрении MNP в качестве компромиссного варианта.

Гм, поэтапное внедрение переносимости номера звучит авангардно, примерно как поэтапный переход с одной станции метро на другую. Частично сменить оператора, это как?

Вспоминается шутка про то, что нельзя быть «немножко беременной».

Некоторые подробности гениальной идеи разъяснил нам заместитель главы Минкомсвязи РФ Денис Свердлов на форуме «Телеком 2013», организованном изданием «Ведомости». Цитата:

«Сделать операцию, связанную с тем, чтобы отдать абонента, технически просто. Принятие абонента — более сложная процедура, которая требует сложной интеграции в IT-системе, настройки оборудования.

Поэтому одно из предложений, которое мы сегодня рассматриваем: обязанность операторов с 1 декабря отдавать абонента оставить, а возможность принимать оставить тем операторам, которые технически будут к этому готовы».

Аргументация — создание дополнительного стимула к скорейшей подготовке операторами своей инфраструктуры к переносу номера и принятия в свои объятия абонента-перебежчика. Так сказать, кто первый встал, того и тапочки.

Не подготовился должным образом к MNP – будь любезен терять абонентов (обяжем Законом), а принимать их и наращивать свою абонбазу будет тот, кто об этом позаботился. Пусть быстрее шевелятся с внедрением, если не хотят терять клиентов.

С точки зрения человеческой логики, некое рациональное зерно просматривается. На уровне «Плохо кушал кашку на завтрак — получишь меньше денег на школьный обед».

Но, люди добрые, от правительства ожидают действий и решений не уровня бытовых рефлексов мамы ученика младших классов. Задача регулятора — сформулировать внятные, единые для всех участников рынка «правила игры».

И законодательно обеспечить соблюдение этих правил. А тут получается какая-то странная партизанщина, гибрид государственного и рыночного регулирования вместо четко прописанных Законов и правил.

Зачем изобретать всякие «рыночные стимулирования» там, где нужно и достаточно «власть употребить»?

Понятно, что операторов перспектива внедрения переносимости номера совершенно не радует. В перспективе — возможной потерей части абонентской базы и ужесточением конкуренции.

Причем, конкуренции за самых «качественных» и хорошо платящих абонентов, именно такие люди обычно дорожат своим номером. Плюс к этому, серьезные единовременные расходы на дополнительное оборудование и его интеграцию, разработку проекта и т. п. Но через всё это многие страны/операторы прошли.

И ничего, как-то пережили, «супротив закона не попрёшь». А что за странности такие образовались у нас в России?

Сговор операторов и коллективный бойкот принимаемого Закона о переносимости номера? Смешно.

Судя по всему, у нас естественным образом «образовали» возможность легитимно, если можно так выразиться, бойкотировать сроки начала соблюдения Закона потому, что соблюдать пока нечего. Существуют определенные сроки внедрения (год-полтора) MNP, эти сроки диктуются временем на разработку проектов, заказ оборудования, его изготовление, интеграцию, обкатку в опытных зонах, совместное тестирование с банками/платежными системами и т. п. Для этого надо получить чётко прописанные «правила игры» и технические условия.

А что мы имеем на сегодняшний день? В апреле прошлого года предполагалось, что Минкомсвязи закончит разработку всей необходимой документации к весне 2013 года, затем сроки сдвинулись на нечто обтекаемое «весной».

Весна на исходе, а из восьми (хотя бы) жизненно важных нормативных актов мы пока имеем четыре проекта, еще даже не утвержденных правительством. Нет оператора базы перенесенных номеров, нет регламента его работы и много чего еще нет, без чего внедрение MNP на уровне сотовых операторов невозможно.

И да, еще нужно официально внести изменения в те самые 21 нормативных акта.

По сути, операторам предлагают начинать «внедрять MNP» на базе того, что уже есть, а нужные корректировки вносить «по ходу пьесы». По утверждениям господина Свердлова, Минкомсвязи подготовило необходимые для начала внедрения услуги нормативные акты и правительство их со временем утвердит.

Или не утвердит. Но начинать работать можно, технические проблемы решаемы и в процессе как-нибудь разберемся. Авось, не впервой.

Фокус в том, что операторам этот MNP, мягко говоря, ни к чему, а заставить на таких условиях трудно. Верю, что уже разработанные документы и условия позволяют при некотором желании и готовности «начать шевелиться», но вы бы стали «бежать впереди паровоза» себе в убыток?

Вот тут и начинают возникать подозрения в том, что неспроста руководство Минкомсвязи заговорило о «поэтапном внедрении» и рыночных механизмах. Согласно утвержденной президентом поправке к Закону «О связи», MNP должна начать действовать с 1 декабря 2013 года.

Сроки полного внедрения, конечно, перенесут, но это будет уже минимум третий по счету перенос. В апреле 2012-го запуск проекта планировали на конец 2012-го года при условии своевременной подготовки нормативной базы и принятии нужных административных решений, с учетом сложности «нормотворческих» задач и неспешности бюрократических процессов сдвинули срок на начало 2013-го года и далее со всеми остановками, вплоть до нынешних планов на весну-лето 2014-го (к этому дело явно идет).

Есть ощущение, что для Минкомсвязи жизненно важно внедрить до конца года хоть что-нибудь, имеющее хотя бы косвенное отношение к уже навязшей в зубах аббревиатуре MNP. А то ведь уже даже не смешно, хоть и привычно.

В сложившейся непростой обстановке я бы предложил министерству простое и эффективное решение: издать постановление, обязывающее всех операторов еще к 15 ноября выпустить красивые конверты с SIM-картами и надписью «Переход от другого оператора». И отчитаться о досрочном внедрении переносимости номера.

Абонент приходит в офис, пишет заявление о желании перейти к другому оператору с сохранением своего номера. Заявление регистрируют и вручают ему конверт с SIM-картой, торжественно обещая перенести на эту SIM-карту его номер сразу же при появлении технической возможности.

Чем не вариант? Заявление принято и с ним работают, номер когда-нибудь обязательно перенесут, MNP существует и внедрен.

Убрать в одном проекте одну циферку (срок переноса номера с момента подачи заявления) вполне реально успеть до конца весны. И можно будет не спеша продолжать работать с остальной нормативной базой.

На мой взгляд, такое внедрение MNP выглядит даже лучше и полноценнее, чем нынешнее предложение прописать в Законе обязательство «отпустить» абонента с его номером без обязательств его с этим номером принять.

Кража номеров продолжение


Читать также…

Читайте также: