Мороз для космоса заботится о телах горячих парней
Технологии защиты от перегрева, обкатанные в космических скафандрах, оказались очень полезными в целом ряде вполне земных одеяний: в спецодежде для пожарных и сталелитейщиков, костюмах для мотогонщиков и механиков Формулы-1.
Необычные «космические» материалы и системы решили «приземлить» инженеры из проекта «Безопасный и прохладный» (SafeCool). Это часть многочисленных проектов программы передачи технологий Европейского космического агентства (ESA) в «наземные» сферы.
Консорциум SafeCool (The SafeCool Project Consortium), призванный разработать все детали необычных костюмов и довести их до стадии коммерческой продукции, был создан несколькими компаниями из Италии, Бельгии и Польши.
Заметим, огромное число рабочих, вынужденных носить тяжёлые, непроницаемые защитные одежды, выполняя одновременно приличные физические нагрузки, рискуют получить тепловой удар даже при нормальных наружных температурах. Что уж говорить о жаркой обстановке.
Новый проект должен адаптировать технологии терморегулирования космических скафандров к различным специальным костюмам, к примеру, к одежде для сталелитейщиков (фото ESA).
«Существующая защитная одежда для работы при повышенных температурах во многих случаях может оказаться бессильной, — объясняет Стефано Карозио (Stefano Carosio) из итальянской компании D?Appolonia, управляющей проектом SafeCool. – Мы развиваем специальный защитный материал со встроенной системой охлаждения, основанной на технологии космических скафандров».
Но чем же плохи традиционные защитные одеяния? Во-первых – они задерживают влагу, идущую наружу, создавая для человека мини-парник.
Сделать так, чтобы влага легко испарялась с тела, но при этом оставался надёжный барьер против проникновения извне горячего воздуха и опасных веществ (на химпроизводстве, скажем) – непростая задача.
Терморегулирующий слой новой ткани с трубками хладагента (фото SafeCool Project Consortium).
А традиционные теплоизолирующие слои, применяемые в спецодежде для пожарных или сталелитейщиков сейчас, зачастую лишь немного облегчают условия для человека. Кардинальное решение – специальная система охлаждения.
Охлаждающий аппарат, используемый в этом проекте, уже был опробован в одежде механиков команды Формулы-1 — McLaren, а также – в костюме испанского мотогонщика Сете Джиберно (Sete Gibernau).
Тонкие трубки, вплетённые в текстиль, создают «кровеносную систему» для жидкости-теплоносителя, которая удаляет излишки температуры от человека.
Но принудительным охлаждением одежды проект SafeCool не ограничивается. Его авторы придумали трёхмерную текстильную структуру с теплозащитным слоем и слоем контроля над влажностью, призванными заменить традиционные защитные слои.
Охлаждающий костюм механиков Формулы-1 (фото West McLaren Mercedes).
Здесь нашли применение гидрофобные волокна, создающие ощущение комфорта при соприкосновении с телом, перемешанные с волокнами гидрофильными, создающими «каналы всасывания» и транспортирующими влагу от кожи — наружу.
Ещё одна новация – специальный водонасыщенный полимер. Он будет добавлен к новому материалу либо как покрытие, либо как порошок, внедрённый в ткань.
Смысл этого ингредиента в том, чтобы создать «искусственный пот», вырабатываемый тканью при экстремальном нагреве.
Сначала полимер будет поглощать влагу, мигрирующую через полупроницаемую мембрану изнутри костюма – от человека.
Если же хозяин одежды попадёт в очень горячую окружающую среду, когда система охлаждения не сможет справиться с поддержанием нормальной температуры тела, полимер выпустит накопленную впрок жидкость, имитируя обильное потоотделение и сбивая температуру.
Основные слои нового костюма (сверху вниз): водный гель для искусственного пота (голубой цвет), полупроницаемая мембрана (красный цвет), трёхмерная тканевая система (синий цвет), трубки системы охлаждения (чёрный). Стрелкой показано движение влаги от тела человека — наружу (иллюстрация SafeCool Project Consortium).
SafeCool должен разработать целую гамму спецодежды, основанной на комбинации всех этих технологий. Помимо пожарных или работников сталелитейной промышленности, такие одежды могут оказаться незаменимыми в области спорта.
На транспорте новые идеи также пригодятся. И не обязательно в виде специальных костюмов.
Это могут быть терморегулирующие вставки в обивке сидений и интерьере автомобилей.
Опытные комплексы такого рода уже испытывает польская компания TAPS, входящая в консорциум SafeCool и специализирующаяся как раз на материалах для интерьеров автомобилей, поездов и других видов транспорта.
Вот такой длинный путь проделали идеи, первоначально придуманные, чтобы защитить космонавтов от перегрева при работе в открытом космосе в прямых солнечных лучах.
КАКИЕ ПАРНИ НРАВЯТСЯ ДЕВУШКАМ НА САМОМ ДЕЛЕ?