Мобильная среда. выпуск №2. freemium как болезнь игровой индустрии

По следам прошлого выпуска

Здравствуйте, уважаемые читатели. В прошлом выпуске мобильной среды я говорил о пиратстве, тема получила большое количество откликов, в комментариях встречались как ярые сторонники пиратства, так и категорические противники.

Аргументы и тех, и других варьировались от очень адекватных до откровенно смешных (тут, конечно, выделялись именно сторонники пиратства). Как говорил один из моих преподавателей истории философии, истина расположена между двух крайностей, думаю, что тема пиратства не является исключением для этого утверждения.

Разрешите мне еще раз коротко подвести итог по этой теме и наконец-то перейти к обсуждению такого явления, как Freemium.

Современная система покупки лицензионного контента на данный момент действительно далека от идеала, ассортимент часто бывает неполным, новинки не всегда появляются вовремя, а качество медиаконтента иногда оставляет желать лучшего (то же отсутствие ALAC и FullHD-видео с высоким битрейтом). И всё же, если у вас есть возможность покупать лицензионный контент, то на мой взгляд, делать это всё-таки стоит.

Приведу мой любимый пример: разработчик Robird в интервью с нами поделился ужасающей инфографикой: 3/4 пользователей его приложения составляют пираты, скачавшие программу со сторонних сайтов. На мой взгляд, это просто кошмар.

Лично мне очень нравится Robird, я с удовольствием пользуюсь этим твиттер-клиентом, и меня искренне удивляет, что кому-то жалко 60-90 рублей за такое хорошее приложение.

Защитники пиратства часто говорили про то, что если бы их деньги шли напрямую автору или исполнителю, то они бы с радостью их платили. Из моего небольшого диалога с Ником Перумовым стало ясно, что такой способ малоосуществим. Разрешите, процитирую его слова:

«Беда в том, что автор должен не писать книги, а заниматься распихиванием своей рекламы по всем мыслимым и немыслимым площадкам. Иначе — никакого движения».

По факту, те самые «прокладки» между автором и читателями позволяют первому сосредоточиться на книге, а не на пиаре всяких краудфандинговых сервисов.

Разрешите, разберу еще пару примеров из комментариев.

«Качая пиратскую копию, я ничего не ворую, ведь у автора не становится меньше книг, фактически, я одалживаю книгу у того, кто ее уже купил» — вы неправы, если вы скачиваете нелицензионную копию, то автор не получает часть своей прибыли, а ключевое отличие в том, что в интернете один человек может одолжить свою копию миллионам читателей, и это куда существеннее, чем 5-10 ваших друзей, взявших у вас обычную книгу.

«Я готов платить за качественный контент, сейчас же делают одну ерунду, хороших фильмов и музыки очень мало» — когда человек уже посмотрел фильм, даже если он ему понравился, он вряд ли заплатит за него после просмотра, включаются различные оправдания типа: «Ну я даже не знаю, стоил ли он тех 129 рублей или нет…». С музыкой, на мой взгляд, всё куда проще — если вы слушаете трек больше пяти раз, то логично его приобрести, вы же не станете слушать некачественную музыку по нескольку раз подряд, верно?

А впечатления от книг вполне можно составить и по первой главе, доступной в демо-режиме в том же Google Play Books. А вот с софтом всё не так однозначно.

Помнится, была такая программа — SPB Shell, она стоила 450 рублей и не имела демо-версий. Я прекрасно могу понять пользователей, качавших пиратскую версию, чтобы посмотреть на приложение перед покупкой (а вот тех, кто в итоге решил им пользоваться, но не купил, не понимаю).

Мобильная среда. выпуск №2. freemium как болезнь игровой индустрии

Подводя итог, я могу выразить свою позицию следующим утверждением: если у вас есть возможность, то лицензионный контент нужно покупать, особенно когда речь идет о любимых музыкальных треках, книгах или классных приложениях, которыми вы пользуетесь постоянно. Если же такой возможности нет (взять те же американские сериалы, часть которых у нас официально не продается), то приходится использовать обходные пути.

Закончить это предисловие я бы хотел замечательной цитатой одного из комментаторов:

«Я плачу авторам за их труд (за замечательную музыку) своей благодарностью и ниспосланием успеха и здоровья. Нигде не прописано, что платить нужно только наличными или кредиткой.

Пожелание всего хорошего для дела и человека тоже дорогого стоит, не даром, для многих дел просят одобрения иль благословения».

Занавес.

Freemium — причины появления

В странах, где средний доход жителей не очень велик, уровень пиратства довольно высок, это же касается и мобильных игр. Когда у человека денег не очень много, ему будет жалко потратить их даже на недорогую игру.

Он будет взламывать ее, качать кэш с «левых» сайтов и в итоге играть бесплатно. Забавно, что на том же 4PDA программы-взломщики называют «таблетками от жадности», хотя по факту жадными являются именно пользователи, а не разработчики.

К чему такое долгое введение, несмотря на то, что тему пиратства мы вроде бы закрыли? Дело в том, что Freemium – это прямое следствие жадности пользователей.

Изначально саму идею Freemium-игр я искренне поддерживал, и когда в Game Insight в 2012 году на Google Mobile Day отчитывались о своих показателях прибыли, я радовался за компанию.

Ведь суть Freemium достаточно проста — сама игра лежит в «маркете» бесплатно, любой пользователь может ее скачать. И уже затем, проникнувшись всеми прелестями геймплея, он может задонатить, чтобы быстрее купить какой-нибудь кулон или другую безделушку.

Пользователь уже знает, что это за игра, она успела ему понравиться, и он просто хочет немного облегчить себе игровой процесс за небольшую сумму денег. И сама идея выглядит прекрасно, если бы не одно «но».

Различия между Freemium и обычными играми

На первый взгляд, всё различие между этими двумя типами игр сводится только к способу оплаты. Но если копнуть немного глубже, то это не совсем верно.

Во-первых, большинство Freemium-игр имеют баннерную рекламу, и что самое обидное, даже если вы купите какой-либо из бонусов, реклама не исчезнет. Во-вторых, если целью обычной игры является прохождение и получение удовольствия, то во Freemium-играх к ним добавляется и желание разработчика «нажиться» на вас.

Как правило, на определенном уровне появляется непреодолимое препятствие. Это может быть какой-нибудь очень сложный босс или дорогое, но важное здание.

У игрока есть два (на самом деле, три) варианта — либо потратить кучу времени на «честное» убийство босса или покупку здания, либо небольшой донат. К слову, как правило, молодые игроки предпочитают побороть преграду самостоятельно, а те, кто постарше, готовы сэкономить часы своего времени за символические 33 рубля.

Удивительно, но во Freemium-играх пользователя очень мягко, но уверенно подталкивают к таким тратам. Конечно же, изначально вовлекая в игровой процесс.

Ключевое заблуждение тех, кто купил себе бонус, в том, что они думают, будто эта покупка последняя, однако разработчики считают по-другому и через некоторое время подкидывают очередную преграду для игроков.

К слову, третий вариант на спорных местах во Freemium-играх — просто перестать играть.

Последствия Freemium

Как я уже говорил, появление Freemium во многом связано с высоким процентом пиратства среди пользователей. Из-за этого даже крупные компании с хорошими классными играми постепенно переходят на модель Freemium (я, конечно же, говорю про Where’s my Water и Cut The Rope).

Впрочем, они используют более демократичный вариант — за дополнительные деньги вы открываете новые уровни, каждый из которых прекрасно можно пройти и без бонусных улучшалок.

Чем чреват Freemium в долгосрочной перспективе? Прежде всего, тем, что на него перейдут все компании. А после такого перехода их начнут интересовать не эмоции пользователя, а только зарабатывание денег.

Из-за этого все игры станут наполненными всякими улучшалками и дополнительными уровнями за отдельную плату. И баннерная реклама, без нее никуда.

Пара слов в защиту Freemium

И всё же, для того, чтобы игрок стал что-то покупать, его для начала надо заинтересовать, а это невозможно сделать без качественного контента, отличной графики и хорошего сюжета (последний опционален, но всё же). И именно с этим те же Game Insight справляются «на ура».

Помнится, пару лет назад они хвалились тем, что средний суммарный платеж от пользователя составлял 150 рублей, и вряд ли он бы выложил эти деньги за игру добровольно (я имею ввиду классическую модель покупки).

Заключение

На мой взгляд, Freemium-игры — отличный показатель того, к чему ведет повальное пиратство пользователей, и если с этой ситуацией ничего не сделать, то позже подтянутся и другие сферы (взять тот же видеопрокат, сейчас во многих фильмах зрелищным спецэффектам уделяется куда больше внимания, чем продуманному сюжету, а всё ради того, чтобы впечатлить зрителя 30-секундным трейлером).

И всё же, я верю в светлое будущее игровой индустрии, ведь даже сейчас продолжают выходить шедевральные игры вроде того же Bioshock Infinite (я сам в него не играл, но все мои друзья-игроманы дали этой игре высшую оценку).

Внеклассное чтение:

  • Самые эффективные уловки для монетизации в F2P — интересная статья по теме

Культовые и кошмарные российские игры. История игровой индустрии в России. Часть 1


Читать также…

Читайте также: