Культурный шок: и всё-таки стена вертится!
А давайте начнём восторженно? Давайте. Грандиозное событие!
Самое радикальное вмешательство художника в архитектуру! Незабываемое произведение искусства! Самый смелый пример паблик-арта!
Поразительный инженерный подвиг! Сенсационное бельмо на глазу!
Смотрите — здание выворачивает себя наизнанку, дезориентирует и волнует!
Ну, покричали и хватит. К делу. Место действия — Ливерпуль. Здесь, рядом с надземной станцией метро Мурфилдс (Moorfields), находится невзрачное шестиэтажное здание.
Унылая коробка. Раньше она называлась «Винным домиком Йетса» (Yates Wine Lodge), а теперь именуется Cross Keys House.
Это паб, по-нашему — кабак. А поскольку через Мурфилдс ежедневно в центр Ливерпуля проезжают тысячи людей, забегаловка эта постоянно на виду.
Здание в первоначальном виде совсем не радовало глаз. Так и хотелось выпилить в нём округлую дыру (фото BBC).
Но если раньше смотреть тут было решительно не на что, то теперь от дома просто глаз не оторвать.
Разумеется, облик здания претерпел изменения не просто так.
Дело в том, что Ливерпуль в 2008 году станет культурной столицей Европы (Liverpool 08), и в шумной череде мероприятий в городе пройдёт международный фестиваль современного искусства (Liverpool Biennial).
А чтобы многочисленные гости (ожидается 1,7 миллиона человек) не заскучали, англичане решили… Вы поняли — британцы мобилизовали своих лучших творцов, которые взялись сделать облик Ливерпуля более художественным, что ли.
На фанерном макете всё выглядело несколько иначе, чем в реальности, но концепция была понята и одобрена (фото с сайта sculpture.org.uk).
Одним из «поставленных под ружьё» стал достаточно известный скульптор — 54-летний Ричард Уилсон (Richard Wilson).
Ричард Уилсон, как автор идеи, контролировал ход работ (фото с сайта icnetwork.co.uk).
Этот человек прославился, в частности, работой под названием «20:50»: он сделал в галерее Saatchi бассейн и заполнил его машинным маслом.
Так вот, нынче Уилсон растерзал Cross Keys House и назвал результат «Переворачивая место» (Turning the Place Over).
В феврале этого года строители осторожно разобрали фасад в пределах трёх этажей здания, после чего за дело взялись специалисты компаний Price Myers, Askam Construction и Nic Porter Associates.
Кажется, в данном проекте инженерии больше, чем искусства (фото с сайта thefilter.blogs.com).
Стальными конструкциями занялась фирма Lindhurst Engineering, а F. Bode Sons поставила три промышленных вращающих устройства CR1000, способных крутить хоть 50 тонн.
Естественно, что проект «Переворачивая место» влетел в копеечку — на его реализацию было затрачено 450 тысяч фунтов ($885 тысяч).
Треть этой суммы легла на плечи компании-организатора Liverpool 08, остальное вложили меценаты и спонсоры, объединённые под вывеской The Northern Way.
Так или иначе, в итоге получилось, что яйцевидный кусок фасада (диаметром примерно в восемь метров) как огромное окно вращается вокруг центральной оси в трёх плоскостях. Смотрите видео (формат WMV; 19,5 мегабайтов).
На данный момент основные работы завершены. Осталось навести, как говорится, марафет.
В том числе и внутри здания (фото с сайта dailymail.co.uk).
На предмет посмотреть ещё имеется более «легковесная», но ускоренная флэшка на этой странице. Пожалуй, зрелище ничем не уступает часам на кукольном театре Образцова.
Согласны?
Только вот практического применения этому чуду как-то пока не придумывается (фото с сайта dailymail.co.uk).
Официальное открытие состоится 20 июня. Кстати, «место» будет переворачиваться только в светлое время суток, зато беспрерывно.
А просуществует этот «драгоценный камень художественной программы» до конца 2008 года.
Что с вращающимся фасадом будет потом — решать собственнику здания, Северо-западному региональному девелоперскому агентству (Northwest Regional Development Agency — NWDA). Думается, зимой в метель удивительные возможности Turning the Place Over будут некстати.
В интересном мире мы живём, дорогие друзья (видео Liverpool Biennial).
Тем временем глава муниципалитета Ливерпуля Уоррен Брэдли (Warren Bradley) заявил, что очень доволен плодом трудов Уилсона со товарищи. Он сказал, что «с нетерпением ждёт реакции публики на эту претенциозную новую работу художника такого высокого калибра».
В свою очередь, директор Liverpool Biennial Льюис Биггс (Lewis Biggs) назвал творение «осуществлённой мечтой», добавив, что «Переворачивая место» будут помнить и прославлять, «пока челюсти людей способны отвисать».
Разведопрос: Евгений Колесов о Китае — политике, менталитете и массовых расстрелах