Константин агафонов с обращением к читателям в связи с юбилеем сто эйнштейна
Американское физическое общество и ЮНЕСКО объявили 2005 год годом физики: ровно сто лет назад, в 1905 году, в немецком журнале «Аннален дер физик» появилась статья скромного клерка швейцарского патентного бюро Альберта Эйнштейна «К электродинамике движущихся тел», положившая начало специальной теории относительности (СТО).
Это событие предполагается широко отметить и в нашей стране, о чём свидетельствует, в частности, содержание свежего декабрьского номера журнала «В мире науки».
Как квалифицированный инженер, то есть, основной потребитель научной физической продукции, у которого за плечами два высших образования и большой опыт российского государственного патентного эксперта, я расцениваю этот «научный» продукт своего глубоко уважаемого коллеги как вредную — особенно для молодых умов — математическую мистификацию, дожившую до почётного юбилея исключительно благодаря оголтелой пропаганде и преступной безответственности международного научного сообщества.
Судите сами.
Если бы Эйнштейн хорошо учился в школе…
…Он никогда бы не пришёл в своей теории к выводу о замедлении времени на объектах, движущихся равномерно и прямолинейно с относительно большими (релятивистскими) скоростями.
Потому что равномерное и прямолинейное движение тел изучается уже в начале школьного курса физики. И каждый школьник знает: если он едет в автобусе, который обгоняется мотоциклистом, то кажущаяся из автобуса скорость мотоциклиста меньше действительной на величину скорости автобуса; и наоборот, кажущаяся из автобуса скорость встречного мотоциклиста всегда больше его действительной скорости.
При этом действительная скорость мотоциклиста может быть подсчитана путём векторного сложения скорости автобуса и кажущейся или относительной скорости мотоциклиста (принцип инерции Галилея).
Успевающему школьнику может быть предложена для решения такая задача. Согласно измерениям, распространение светового луча, в отличие от движения мотоциклиста, указанному закону сложения скоростей не подчиняется: при любой скорости автобуса измеряемая из него скорость света одинакова как для встречного луча, так и для обгоняющего.
Объясните причину наблюдаемого парадокса.
Первое, что сделает успевающий школьник, это — запишет условие задачи в следующей математической форме:
c = s/t = Const (второй постулат СТО);
здесь t — время по часам сидящего в автобусе наблюдателя (его собственное время), которое затрачивает луч света на преодоление расстояния s, также измеренного из автобуса.
А далее, подумав, наш герой сообразит, что причина парадокса обусловлена необычным поведением измеряемых из автобуса параметров s (числитель дроби) и t (знаменатель её).
В частности, при увеличении скорости автобуса оба параметра обязаны либо увеличиваться, либо уменьшаться по одному и тому же закону; только в этом случае величина дроби сохранится неизменной.
Условие задачи может быть дополнено далее следующими данными: согласно измерениям Майкельсона-Морли и работам Фицджеральда-Лоренца, линейка, которой измеряется расстояние из автобуса, и сам автобус при увеличении скорости сокращают свою длину в направлении движения. Что происходит в этом случае с часами наблюдателя?
«Время по его часам также сокращается», — уверенно ответит школьник. «Возможны ли другие решения?» — спросит учитель. «Возможны», — ответит ученик. И обратит внимание учителя, что представленное выше математическое определение скорости света остаётся справедливым и в рамках ньютоновой концепции абсолютных (независимых от скорости наблюдателя) пространства и времени.
Конец этой школьной истории сегодня может быть только печальным: ученик получит двойку за то, что не усвоил революционное учение Эйнштейна.
Ибо согласно этому учению пространство и время строго относительны, а параметры s и t в определении скорости света изменяются по разным законам: сокращение длин при повышении скорости наблюдателя сопровождается замедлением (удлинением) времени.
Так живая и ясная физическая наука в современном виртуальном мире уступает место разрекламированной математической мистификации.
И не удивительно, что, по данным проведённого недавно опроса, большинство английских школьников пожелали исключить из учебного курса когда-то всех завораживающую и привлекающую «живую» физику.
В полном объёме статья представлена на сайте автора в виде юбилейного очерка под названием «К 100-летию виртуальной революции в физике».
Константин Павлович Агафонов, инженер с двумя высшими образованиями и 47-летним опытом работы в различных отраслях промышленности. В настоящее время служит государственным патентным экспертом в Российском Патентном ведомстве (ФИПС).
Связаться с автором статьи можно по адресу agafonovkp@narod.ru.
Эйнштейн и теория относительности. Документальный фильм