Капсулы по вызову: монорельсовые такси едут к пассажирам более 50 лет

Американская корпорация Taxi 2000 создаёт монорельсовую систему автоматических такси, способных действовать как в городе, так и на длинных загородных трассах. Первые образцы самодвижущихся капсул пока больше разъёзжают по выставкам.

Система SkyWeb Express разрабатывается ни много, ни мало, а с 1981 года, правда, лишь последние годы — в полную силу.

Ключевую роль в проекте играет университет Миннесоты (University of Minnesota), предоставивший основные идеи и патенты, а также размышляющий о применении монорельсовой сети для обслуживания университетского городка.

Итак, перед нами монорельсовый транспорт на резиновых колёсиках. Персональный и беспилотный. «Никто чужой не будет делить с вами такси, которое вы вызовите», — хвалят систему авторы.

Есть маленькие кабинки, бегающие над землёй под управлением единого компьютера, и остановки, на которых можно вызвать капсулу, выбрать пункт назначения, оплатить поездку карточкой.

«Осторожно, двери открываются и закрываются автоматически!» — в нашем случае это не двери даже, а скорее большой сдвижной колпак над кабиной. В случае разветвлённой сети компьютер выбирает кратчайший маршрут.

При этом в отличие от близких по идеям проектов-аналогов и вообще — практики монорельсового транспорта, авторы предусматривают загородные трассы SkyWeb Express.

Капсулы по вызову: монорельсовые такси едут к пассажирам более 50 лет
В автоматическом такси с комфортом разместятся трое взрослых, или пара родителей с двумя детьми (фото с сайта skywebexpress.com).

Максимальная скорость — пока задумана в 64 километра в час (немало для города), но инженеры собираются в дальнейшем поработать над её повышением, что явно потребуется, если система и впрямь выйдет за черту города.

Комплекс этот, полагают американцы, будет более быстрым, более безопасным, более гибким и менее дорогим, чем любой другой способ транспортировки.

Насчёт «любой другой» они, пожалуй, перегнули. Но то, что монорельс — хороший транспорт для запруженных мегаполисов — никому объяснять не надо.

Транзитные кабинки проносятся мимо, пустые, или с пассажирами, достигшими пункта назначения — сворачивают к станции (фото с сайта skywebexpress.com).

А уж персональные монорельсовые такси, приезжающие по вызову и автоматически выбирающие маршрут к цели — давний атрибут фантастических книг.

Стоп, а разве кроме фантастики мы нигде такого не видели? Точно, есть же британский проект ULTra — практически близнец американского!

Такси-автоматы над землёй, электронные карточки, разветвлённая сеть. Плагиат?

Едва ли. С теми или иными вариациями, идеи так называемого скоростного персонального транспорта (Personal Rapid Transit) крутятся в обществе с 1950-х годов, в том числе — идеи, практически полностью повторяющие затею американцев и англичан.

Оплата — электронной картой, выбор места назначения — тут же (фото с сайта skywebexpress.com).

К слову, нужно сказать, что английский проект развивается явно быстрее американского.

Сравните. Американцы пока построили несколько образцов кабины и крошечные фрагменты дороги для испытаний.

Аппараты больше кочуют по презентациям, хотя и результатов испытаний собрано немало.

Где американская система будет развиваться на практике, пока непонятно. Но власти Миннесоты заинтересовались новинкой, так что перспективы у SkyWeb Express, хотя бы в одном штате, есть.

У англичан тоже построены опытные образцы автоматических такси, но ещё есть километровая трасса в городе Кардифф (Cardiff), где, видимо, впервые систему ULTra и развернут полностью.

В Кардиффе вагончики накрутили в автоматическом режиме 3 тысячи кругов по испытательной трассе.

В «такси» легко помещается велосипед (фото с сайта skywebexpress.com).

Разработчикам поручили изучить возможность применения ULTra в британских городах Суиндон (Swindon) и Вестон-супер-Мэйр (Weston-super-Mare). Не исключено также, что британские монорельсовые такси-автоматы украсят города Альмело (Almelo) в Голландии, Хаддинг (Huddinge) в Швеции и Кампино (Ciampino) в Италии.

Первый запуск с реальными пассажирами (видимо, сперва в Англии) намечен на 2006 год.

Американцы же ещё не называют точных сроков, но полным ходом проектируют большую испытательную трассу, которая им понадобится для сертификации системы.

Авторы SkyWeb предлагают использовать систему и на междугородных линиях (иллюстрация с сайта skywebexpress.com).

У британцев проблем с легализацией проекта и вовсе быть не должно, по крайней мере, в самой Англии, так как ULTra поддерживают министерства транспорта и промышленности.

Так что шансы на реализацию давнего элемента «городов будущего» — здесь очень велики.

Монорельс: как исправить дорогую ошибку


Читать также…

Читайте также: