Искусство на рельсах open source

За последние десять-пятнадцать лет публика попривыкла к свободному софту. Словом «Linux» теперь уже никого не удивишь и среднестатистический пользователь худо-бедно уяснил смысл open source-модели.

Однако применение её в иных, нежели программное обеспечение, сферах пока в диковинку даже для профессионалов, которым сам бог велел пользоваться этим активно. И тем интересней редкие пока истории успеха, в которых творчество замешано с открытыми исходниками.

Один из таких примеров как раз сейчас в прицеле компьютерных СМИ — благодаря скандальчику, случившемуся на Kickstarter.

Если вкратце, на этом популярном ресурсе объявился человек, ставший собирать деньги на бумажное издание веб-комикса под названием «Pepper Carrot». Кампания удалась, финансовая цель достигнута и в сентябре участники получат свои книги.

Вот только вскрылась одна неувязка: оказалось, что комикс… как бы сказать помягче… позаимствован без спросу, то есть истинный его автор к сбору средств отношения не имеет. Настоящий автор узнал о происходящем случайно, связался с инициатором краудфандинговой кампании, и… нет, не стал судиться, требовать удалить контент или вообще хоть как-то препятствовать попытке заработать на своём труде.

Он лишь попросил указать своё имя и дать ссылку на свой сайт.

Что за меценат такой? Знакомьтесь: Девид Ревой, гражданин Французской Республики, талантливый художник, линуксоид, участник разработки нескольких свободных программных продуктов, но главное — человек, рискнувший и сумевший применить модель open source для художественного творчества.

Искусство на рельсах open source

Биография Ревоя до того, как он столкнулся со свободным софтом, в общем типична. Вырос в семье среднего достатка, с детства рисовал на бумаге и пробовал на компьютере (со скидкой на технологии тех лет: начало 90-х, MS-DOS, VGA), но за соответствующим образованием не пошёл, ограничившись, кажется, лишь курсами промышленного дизайна.

Тем не менее самостоятельную жизнь после школы он начинает вольным художником: его «училищем» стали улочки курортного городка, где он зарабатывал портретами/натюрмортами.

Со временем, перейдя на более серьёзные темы, он задействует цифровую «кисть» и понимает, что ему интересна модель open source. За нулевые осваивает Blender, GIMP, другие свободные приложения для рисования, перебирается на Linux и, в конце концов, открывает для себя графический пакет Krita (свободно доступен во всех популярных Linux-дистрибутивах, версии есть и под MS Windows, OS X), ставший его любимым инструментом.

Но Ревой не просто заменил проприетарный софт свободным, он применил свободную модель творчески.

Проектом, прославившим его, стал тот самый комикс, «Pepper Carrot». Девид начал рисовать его чуть больше года назад.

Это история молодой ведьмочки и её кошки, рисованная словно бы для детей (без жестокостей и вообще «взрослого» контента), но тем не менее собравшая многотысячную аудиторию вполне взрослых поклонников. Впрочем, могло ли быть иначе? У Ревоя несомненный зрелый талант.

Однако есть в успехе PC и заслуга техники. И дело не в том даже, что наброски делаются на бумаге, а доводятся до ума на компьютере, но прежде всего в том, что Ревой рискнул вести «разработку» комикса под свободной лицензией.

Для этого он избрал одну из лицензий семейства Creative Commons (которое, собственно, и создавалось под творчество, в отличие от GPL/BSD/MIT и прочих, предназначенных для софта), а именно CC Attribution. Несколько упрощая, она позволяет всякому желающему использовать работы Ревоя прямо или модифицируя их, безвозмездно или зарабатывая на этом, и требует лишь всегда указывать имя автора и давать ссылку на оригинал (ну и ещё предоставлять получателям те же права).

Со своей стороны Девид делится не только результатом, но и всеми промежуточными наработками, включая черновики, цифровые заготовки и всевозможные кисти, видеозаписи процесса рисования и даже обучающие материалы, сделанные им по ходу работы. Его творческий процесс почти абсолютно прозрачен и каждый может воспользоваться любым его элементом, либо просто получать удовольствие, «стоя за спиной» художника, пока тот творит.

По признанию самого Ревоя, когда он только планировал PC и советовался с женой, та назвала идею публикации комикса под свободной лицензией сумасшедшей. И по-своему, по-обывательски, она, конечно, права.

Из опыта программного обеспечения хорошо известно, что на свободном контенте не зарабатывают прямо (т.е. продажей), необходимо придумать что-то ещё, как-то ещё быть полезным обществу, чтобы с такого проекта жить. К счастью, по крайней мере в художественном творчестве и в настоящий момент ситуация слегка иная: в пользу художника.

Коммерческую часть проекта Ревой построил, обратившись к помощи краудфандинга.

Через Patreon.com (этакий кикстартер для художников, музыкантов, писателей и прочих творцов свободных жанров) он организовал сбор средств под каждый новый эпизод PC. На рисование его уходит примерно месяц, за который поклонники собирают сумму под тысячу долларов.

Цифра растёт — и хоть «железной» уверенности в будущем у Девида по-прежнему нет (это вам не контракт с издателем, где гонорар гарантирован!), комикс уже в состоянии обеспечить ему скромное существование. Если же удастся собирать больше — на что автор, конечно, надеется — цели тоже обозначены: сперва он сделает PC своим главным «местом работы», потом наймёт помощников и превратит комикс в мультимедийный проект, а там и построит студию, которая не только выведет ведьмочку на большой экран, а ещё и откроет интернет-школу.

Опыт Ревоя — поставившего творчество на рельсы open source — ценен демонстрацией труднопредсказуемых приятных и неприятных моментов. Начать с того, что отсутствие издателя пока приносит сплошную выгоду: пойди Девид классическим путём, издатель не только закрыл бы доступ зрителей в мастерскую, а и конечно заставил бы сделать ведьмочку постарше, размер груди побольше, и вообще добавить сексуальности и прямоты, свойственной жанру комиксов, каким мы его привыкли видеть (основной потребитель: подросток мужского пола).

Потом, нарушители авторских прав — вроде того, который продаёт работу Ревоя через Kickstarter — естественно объявились, но ладить с ними оказалось на удивление легко: ведь денежного возмещения Девид не требует, для соблюдения лицензионной чистоты достаточно указать истинного автора.

Однако свободная модель показала себя не лучшим образом в ситуации с неоднозначно понимаемым контентом. У Ревоя, естественно, есть работы и помимо PC, и одна из них — гениальная картина «Инь и Ян мирового голода» — в смысле причинённых хлопот стоит всех остальных.

Изображает она светлокожего упитанного и темнокожего голодающего людей, втиснутых в ограниченное пространство.

Инь и Ян мирового голода (Девид Ревой).

В чём проблема? В свободе, которую получают зрители: они ведь вправе копировать и модифицировать картину без спросу. Но, согласитесь, даже если просто лишить её заголовка, сюжет будет скорее понят как заявление на тему расовой розни.

Так что Ревой был вынужден опубликовать её хоть и под свободной, но весьма жёсткой лицензией (СС BY-NC-ND: вариант Creative Commons, запрещающий, в частности, модификацию) — и даже в таком виде она раздражает многих, так что художник получает гневные письма, а порой и угрозы.

И всё-таки… Всё-таки выходит так, что в случае с Девидом Ревоем выгода от использования модели open source перевешивает недостатки. А вопрос, конечно, в том, насколько этот результат воспроизводим произвольно взятым художником (или музыкантом, писателем).

Сам Ревой не пытается делать каких-то далеко идущих выводов. Но, возможно, вас обнадёжит тот факт, что и вообще техническим аспектам он придаёт небольшое значение.

Главное, говорит Девид, это контент. Талантливы, вам есть что сказать?

Трудитесь, не стойте на месте, а успех догонит!

Physics marble track review part one // Homemade Science with Bruce Yeany


Читать также…

Читайте также: