Водород в автомобиле. часть первая: раскол среди революционеров
Тезис «водород — топливо будущего» звучит всё чаще. Большинство крупных автопроизводителей проводит опыты с топливными элементами.
Такие экспериментальные автомобили в большом количестве мелькают на выставках.
Но есть две компании, которые исповедуют иной подход к переводу машин на водородное питание.
«Водородное будущее» автотранспорта эксперты связывают, прежде всего, с топливными элементами. Их притягательность признают все.
Никаких движущихся частей, никаких взрывов. Водород и кислород тихо-мирно соединяются в «ящике с мембраной» (так упрощённо можно представить топливный элемент) и дают водяной пар плюс электричество.
Ford, General Motors, Toyota, Nissan и многие другие компании наперебой щеголяют «топливоэлементными» концепткарами и собираются вот-вот «завалить» всех водородными модификациями некоторых из своих обычных моделей.
Водородные заправки уже появились в нескольких местах в Германии, Японии, США. В Калифорнии строят первые станции по электролизу воды, использующие ток, выработанный солнечными батареями.
Аналогичные эксперименты проводят по всему миру.
Считается, что лишь водород, выработанный экологически чистым способом (ветер, солнце, вода) действительно обеспечит нам чистую планету. Тем более, что, по подсчётам экспертов, «серийный» водород будет не дороже бензина.
Особенно привлекательным тут выглядит разложение воды при высокой температуре в присутствии катализатора.
О сомнительной экологической чистоте производства солнечных батарей; или проблеме утилизации аккумуляторов автомашин на топливных элементах (фактически — гибридов, так как это электромобили с водородной электростанцией на борту) — инженеры предпочитают говорить во вторую-третью очередь.
Специалисты BMW считают, что экономически вполне оправданно производить жидкий водород в странах, где много солнечных дней в году и танкерами доставлять его потребителям в других регионах (фото с сайта dacel.gpg.gov.za).
Между тем, есть ещё один путь внедрения водорода на автотранспорте — сжигание его в ДВС. Такой подход исповедуют BMW и Mazda.
Японские и немецкие инженеры видят в этом свои преимущества.
Прибавку в весе машины даёт лишь водородная топливная система, в то время, как в авто на топливных элементах прирост (топливные элементы, топливная система, электромоторы, преобразователи тока, мощные аккумуляторы) — существенно превышает «экономию» от удаления ДВС и его механической трансмиссии.
Потеря в полезном пространстве также меньше у машины с водородным ДВС (хотя водородный бак и в том, и другом случае съедает часть багажника).
Эту потерю можно было бы вообще свести к нулю, если сделать автомобиль (с ДВС), потребляющий только водород. Но тут-то и проявляется главный козырь японских и германских «раскольников».
BMW и Mazda предлагают сохранить в автомобиле возможность ездить на бензине (по аналогии с распространёнными ныне двухтопливными машинами «бензин/газ»).
Такой подход, по замыслу автостроителей, облегчит постепенный переход автотранспорта только на водородное питание.
Ведь клиент сможет с чистой совестью купить подобную машину уже тогда, когда в регионе, где он живёт, появится хоть одна водородная заправка. И ему не придётся опасаться застрять поодаль от неё с пустым водородным баком.
BMW 745h.
Водородный бак съел весомую часть багажника (иллюстрация с сайта bmw.com).
Меж тем, серийный выпуск и массовые продажи машин на топливных элементах долгое время будут сильно сдерживаться малым числом таких заправочных станций. Да, и стоимость топливных элементов пока велика.
Кроме того, перевод на водород обычных ДВС (при соответствующих настройках) не только делает их чистыми, но и повышает термический КПД и улучшает гибкость работы.
Дело в том, что водород обладает намного более широким, по сравнению с бензином, диапазоном пропорций смешивания его с воздухом, при которых ещё возможен поджиг смеси.
И сгорает водород полнее, даже вблизи стенок цилиндра, где в бензиновых двигателях обычно остаётся несгоревшая рабочая смесь.
Две горловины рядом: для бензина и водорода. Два указателя уровня топлива.
Это экспериментальная «семёрка» BMW (иллюстрация с сайта bmw.com).
Итак, решено — «скармливаем» водород двигателю внутреннего сгорания. Физические свойства водорода существенно отличаются от таковых у бензина.
Над системами питания немцам и японцам пришлось поломать голову. Но результат того стоил.
Показанные BMW и Mazda водородные автомобили сочетают привычную для владельцев обычных авто высокую динамику с нулевым выхлопом.
А главное — они куда лучше приспособлены к массовому производству, чем «ультраинновационные» машины на топливных элементах.
Продолжение следует.
ЭЛЕКТРОЛИЗЕР — ГЕНЕРАТОР ВОДОРОДА ИЛИ ГЕНЕРАТОР ГАЗА БРАУНА ДЛЯ АВТО