Ветки деревьев перехватывают кисти живописцев
Солнечное утро, прохладный парк, поют птицы. Вдруг неподалёку вы видите дерево, на которое кто-то прицепил целую связку фломастеров.
Предупреждаем сразу: не надо возмущаться и торопиться освобождать несчастное растение — возможно, здесь в этот момент создаётся очередное произведение искусства.
Художник из Великобритании Тим Ноулз (Tim Knowles) уже давно использует в своей работе нестандартные подходы, которые не только заставляют усомниться в том, искусством ли он занимается, но даже задуматься, есть ли автор у его произведений. Странный вопрос – как можно сказать, что у произведения нет автора, тем более, что вот он сам, художник?
Попробуем разобраться.
Несколько озадачивали ещё старые творческие эксперименты Тима Ноулза, когда он в 1998 году, например, реализовал необычный проект Tatoo, для которого он делал татуировки на тушах в мясной лавке (кстати, бельгийский коллега Ноулза предпочитает татуировать живых свиней).
Глядя на такое, понимаешь сразу – деревья надо ещё научить сочинять хокку (фото с сайта rokebygallery.com).
Другая работа, выставленная на экспозиции в 2000 году – результат рисования с помощью экстравагантного приспособления — особым образом закреплённого воздушного шарика, который должен был колебаться от ветра и с помощью краски оставлять следы на полотне.
Эта манера работы очень понравилась Ноулзу, и он решил представить что-то в том же духе, но помасштабнее. Поэтому в настоящее время он готовится к выставке в новой лондонской художественной галерее Rokeby, которая начнётся уже в этом месяце.
Ива плакучая. Она же рисующая (фото с сайта rokebygallery.com).
Оставаясь приверженцем своего самостоятельно изобретённого стиля работы, Тим, в частности, предоставит на выставке работы, которые были сделаны не им самим, а с помощью деревьев. Для такого необычного рисования он использует разные полушутливые действия – только бы получившаяся работа не была предсказуемой.
Так выглядит работа кисти боярышника (фото с сайта rokebygallery.com).
Для того, чтобы заставить природу работать на себя, Ноулз обходится с ней вполне гуманно: он прикрепляет авторучки на кончики ветвей различных деревьев, затем кладёт перед ними бумагу или ставит мольберт. Остальное совершается с помощью ветра.
Во время «работы» художник, как это ни удивительно, не вмешивается в творческий процесс. И в этом есть свой плюс – после завершения картины будет масса вопросов для обсуждения в кругу единомышленников и художественных критиков.
Триптих, написанный на греческом острове Гидра. О чём думало в тот момент дерево – не уточняется (фото с сайта rokebygallery.com).
Ноулз полагает, что для понимания картины зрителем принципиально важен вопрос о том, как шёл творческий процесс, как «старалось» дерево во время «работы», поэтому некоторые произведения на его выставке сделаны в виде диптихов – сами картины и рядом фотография дерева-автора.
Тим хочет сделать ещё много других «древесных работ», в которых бы использовались разные ручки в разном количестве, которые оставляли бы следы на разных поверхностях…
Новый проект Ноулза «Brands Hatch» сделан по тому же принципу: фломастер, укреплённый в системе, похожей на плоттер, оставляет следы на бумаге при тряске и поворотах на большой скорости (фото с сайта rokebygallery.com).
Творчество за компанию с живой природой – не первый случай в послужном списке Тима.
Однажды он уже сотрудничал с ней в фотопроекте «Театр насекомых» (Insect Theatre). Однако в тот раз, как и сейчас с деревьями, насекомые спонтанно делали то, что им «хотелось».
А раз так, то сам собой возникает вопрос: а не те ли насекомые были настоящими авторами представлений, и не те ли деревья были настоящими живописцами?..
Рисуем ветку дерева🌳