В мусорной корзине nasa выискался папа космического охотника
Одна частная компания из США заявила, что хочет построить корабль, который NASA проектировало два десятилетия назад как альтернативу шаттлу. Потратив $2 миллиарда, агентство отказалось от этой концепции челнока.
А частники собираются возить на этом корабле туристов и астронавтов на орбиту и МКС.
Не стоит думать, что в штате базирующейся в Калифорнии космической компании SpaceDev работают простачки или мошенники.
Это солидная фирма, она разработала гибридный ракетный двигатель для космолёта SpaceShipOne, самостоятельно строит и продаёт маленькие орбитальные спутники. С 2004 года компания подписала соглашение с исследовательским центром NASA (Ames Research Center) и исследует различные проекты суборбитальных и орбитальных пилотируемых миссий.
И вот 16 ноября SpaceDev заявила, что берётся за разработку корабля «Охотник за мечтой» (Dream Chaser) на основе концепции челнока HL-20, которой NASA увлекалось в 1980-х. Агентством был построен полномасштабный прототип, но функциональный образец так и не был создан.
10 с лишним лет проектирования, создание полномасштабного прототипа и $2 миллиарда всё же не позволили HL-20 полететь в ненарисованный космос (изображения NASA).
Проект HL-20 был свёрнут примерно 10 лет назад, а его детали стали доступны публике, чем SpaceDev и воспользовалась.
Теперь она говорит, что «Охотник за мечтой» может поднять четырёх человек по суборбитальной траектории в космос уже в 2008 году, если удастся получить $20-миллионное финансирование, «источники которого ещё не идентифицированы», — признаётся компания.
«Охотник за мечтой» на стартовой площадке. Висящий на центральной гибридной ракете кораблик кажется помятым (иллюстрация SpaceDev с сайта newscientistspace.com).
А дополнительные $100 миллионов сделают к 2010 году возможным полёт Dream Chaser с шестью людьми на борту на Международную Космическую Станцию (HL-20, кстати, был рассчитан на 10 человек).
Следует отметить, что компания хочет не только развлекать космических туристов, но и выполнять заказы американского аэрокосмического ведомства по доставке астронавтов и грузов на МКС.
Джим Бенсон показывает, куда полетит космический корабль его фирмы (фото Bill McCoy/astronomy.com).
«Мы думаем, что у нас всё получится, потому что этот проект разработан NASA, — объясняет основавший в 1997 году SpaceDev и возглавивший её Джим Бенсон (Jim Benson). — Агентство знакомо с этим кораблём, и астронавтам он понравится».
Планируется, что «Охотник за мечтой», как и шаттл, будет стартовать вертикально, а приземляться горизонтально. Но поскольку он не будет должен нести тяжёлый груз, то и по своим размерам Dream Chaser станет примерно в четыре раза меньше и в восемь раз легче, чем шаттл.
9 метров высотой и 10 тонн весом.
В отличие от шаттла, в пусковой установке Dream Chaser не будет использоваться криогенное топливо, чьи баки должны быть изолированы пеной, куски которой имеют обыкновение отрываться при взлёте.
Вместо «криогенной пары» водород плюс кислород «Охотник» воспользуется ракетами с гибридными двигателями, которые сжигают твёрдый каучук в жидкой закиси азота — веселящем газе.
Вот так планируется рассадить экипаж и пассажиров Dream Chaser (иллюстрация SpaceDev с сайта newscientistspace.com).
Замысел компании выглядит так. На стартовой площадке Dream Chaser будет присоединён к одной из трёх больших гибридных ракет — к центральной.
Зажжены они будут одновременно, но боковые ракеты сожгут своё топливо раньше и отсоединятся первыми.
Когда «Охотник» избавится и от центральной ракеты (то есть — второй ступени), он, последовательно использовав последнюю маленькую ступень (смотрите рисунок) и собственные двигатели (возможно, также гибридные), выберется на орбиту.
В сентябре 2004 года SpaceDev ещё не собиралась брать за основу старый концепт NASA, а хотела строить «Охотника» с нуля. Ожидалось, что выглядеть корабль будет так (иллюстрация с сайта spacedev.com).
Приземляться «Охотник» будет как самолёт. Это сложнее и, вероятно, дороже, но посадочные капсулы на парашютах Бенсон презирает.
И то, что NASA планирует использовать парашюты, чтобы сажать преемника шаттла, глава SpaceDev называет «гигантским шагом назад».
Он утверждает, что агентству стоит повнимательнее присмотреться и довериться небольшим частным компаниям, потому что их отличные идеи можно воплотить намного быстрее и дешевле.
В общем, дело стало за $20 миллионами. Охоту за своей мечтой SpaceDev уже начала.
КРЕМАТОРИЙ — Мусорный ветер (www.MollySTUDIO.ru)