Учёная строевая: на каких прецедентах основана и какие перспективы имеет идея «научных рот»

Учёная строевая: на каких прецедентах основана и какие перспективы имеет идея «научных рот»

Ворвавшийся в отечественную ноосферу на исходе зимы 2013 года термин «научная рота» поразительно быстро стал там одним из самых популярных и обрёл статус мема. («Там» – это, естественно, в сегментах Сети, обжитых публикой околонаучной; в тех же местах Рунета, где собирается молодежь «с раёна», имеет место интерес к совсем другим проблемам.) Началось все с инициативы ректоров ряда вузов, которую на встрече с коллективом МГТУ в марте 2013 года поддержал министр обороны РФ Сергей Шойгу: «Мы рассматриваем возможность создания подразделений, которым придумали пока рабочее название “научные роты”, по примеру спортивных рот». В них «будут служить талантливые ребята, которые, не покидая университетских стен, будут вместе с преподавателями выполнять те работы, которые нужны Минобороны».

А в начале июля новостные агентства сообщили, что две первые научные роты сформированы и отправились к месту службы – в Воронеж и в Московскую область.

Укомплектовали их выпускниками Физтеха и Бауманки, маёвцами… Причём по конкурсу: трое на одно место. На очереди – еще пара рот, которые будут по осени сформированы из выпускников технических вузов.

Нельзя не отметить, что за столь короткое время идея «научной роты» заметно (шустрее дрозофил) проэволюционировала. В исходном варианте (инициатива ректоров) речь шла о возможности для студентов, обучающихся на военных кафедрах, служить по три месяца в течение трёх лет.

Еще тремя месяцами будет зачтена учёба на «военке». В результате выгода вооружённых сил будет в том, что лейтенант запаса проведет в армии не меньше времени, чем те резервисты (отслужившие годик), которыми ему предстоит командовать. (Необходимости добросовестного отношения к подготовке офицеров запаса посвящено немало строк в лучшей книге о Великой Отечественной – «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, командира-резервиста в тех окопах…) Правда, выгода студентов не совсем очевидна: из тех университетов, где военная кафедра сохранилась, в армию сейчас не попадают (во всяком случае – попавшего в «пиджаки» не знаю)…

На войне Виктор Платонович Некрасов был командиром запаса.

Идея, к которой в конечном счёте пришел Шойгу, более жизнеспособна. Призваны – во всяком случае как можно судить – выпускники, не получившие лейтенантских погон (в Физтехе «военки» нет).

И армия, нуждающаяся и в интеллектуальной работе, использует их там, где они могут принести больше пользы… Так, впрочем, было всегда. Выпускник матфака педвуза попадал на полтора года (вольноопределяющийся) вычислителем в артиллерию, “пиджак”-лейтенант служил два года… Ну а тут – выпускники (точнее, небольшая их часть) задействованы в каких-то научно-исследовательских работах. (Исследовательских учреждений в армии хватало…) Что же, работа по специальности или близко к ней не даст им потерять свежеприобретённые знания.

Отношение в научной среде к «научным ротам» оказалось неважным. В блогах царит повальное веселье, и каждый третий цитирует «Обитаемый остров» братьев Стругацких – о том, как «в первый же год войны упразднили Академию наук, составили Его Императорского Величества Академии батальон». Ибо реформа РАН подоспела аккурат вовремя…

Благообразный богослов в молодости служил в батальоне академических защитников…

Но реальность куда забавнее выдумок фантастов. Вот пастор Ниммёллер, прославленный стихотворением «Сначала они пришли за коммунистами…».

На Первой мировой – командир кайзеровской субмарины, во Вторую – узник гитлеровской крепости, в конце жизни – лауреат Ленинской премии… А после Первой мировой он служил в Третьем батальоне Академических защитников Мюнстера (III Bataillon der Akademischen Wehr Muenster) Фрайкора, контрреволюционного Добровольческого корпуса. Так что – чего только не было в истории…

В «Войне трёх восьмерок» Россия потеряла Ту-22М.

Впрочем, в том, что вполне здравую идею общественное мнение превращает скорее в анекдот, вероятно, виноваты те, кто с мнением этим работает. Малограциозна наша казённая пропаганда. Ну вот, в «Войне трёх восьмёрок» российской авиацией был потерян Ту-22M.

Машина стратегического класса, предназначенная для прорыва ПВО НАТО на Европейском ТВД. Неприлично терять такие машины в конфликтах низкой интенсивности! Представитель Минобороны (сам из авиаторов) выворачивался как мог…

А янки теряли над Ливией стратегические “Ордварки-Оборотни”.

Вместо того чтобы напомнить, что во время давнишних рейдов на Ливию ВВС США также теряли машины стратегического класса. F-111 Aardvark, бомбовоз с изменяемой геометрией крыла.

Янки внутри НАТО поставляли его лишь на свой Непотопляемый Авианосец и Ссыльным Каторжникам – «только для англосаксов». Нынешняя казённая пропаганда не позаботилась напомнить об этом.

А война есть война. Без потерь она не бывает…

Де Голль (перед древним микрофоном) создал прототип «научных рот»

Так и сейчас, почему-то обществу не рассказывают о том, что у «научных рот» есть вполне успешные прецеденты. Это французская «Служба в интересах обороны».

Президент Пятой республики Шарль де Голль установил ее в 1959 году, и существовала она, кажется, до отмены призыва во Франции. И существовала вполне успешно. На нее привлекались выпускники технических, точных и естественно-научных специальностей.

Трудившиеся над оборонными разработками. Ведь, в отличие от своих извечных врагов-англичан, Франция стремилась к проведению независимой оборонной политики.

Страна Кюри сама сделала водородную бомбу, родина Блерио и Эно-Пельтри произвела семейства реактивных самолетов – в том числе и носителей ядерного оружия – и стратегические ракеты. Независимость в вооружения позволила де Голлю выйти в 1966 году из военной организации НАТО. На фоне былой мощи СССР достижения эти выглядели скромно, но в наши дни Россия затеяла закупать у галлов вертолётоносцы… Так что прецедент-то, видно, неплохой… Если только идея не выродится в балаган, каковым следует считать научные роты из гуманитариев для борьбы с фальсификациями истории…

А вот чем стоит загрузить призывников научных рот? Государство, по понятным причинам, молчит. Но на ум приходит одно-единственное. Покажем путь рассуждений.

Что у нас на входе? Выпускники, только что окончившие институт и призываемые на год.

Чем их стоит занимать? Да тем, чему они научились и что могут делать прямо сейчас…

Технология промышленного производства явно отпадает: ее не освоишь по книжкам, нужен заводской опыт. Да и конструированию за год не научишься.

Нужно что-то, чем студенты реально занимались в университете. Желательно все пять-шесть лет. И знания чего не являются «закрытыми», допуск к чему они получат только в армии и будут изучать весь срок службы: съел маслице, проколол календарик – и за книжку…

И что же удовлетворяет этим требованиям? Да единственная вещь. Разработка программного обеспечения.

Ведь именно в этой сфере чаще всего подрабатывают или полноценно работают студенты.

А в какой среде? Да в Открытом Коде, однозначно. Ориентация на проприетарные системы не даст ребятам возможности «на гражданке» приобрести нужные знания и навык. (Никто им не даст исходников этих систем…) Да кроме того, открытый софт много удобнее проверять на предмет «встроенности», наличия супостатских закладок.

Ну и программирование – профессия весьма массовая. Вполне можно занять и роту, и батальон…

Из этого следует вывод: армии явно стоило бы поддерживать отечественное движение Открытого Кода. (Софт нужен и для кибервойн, и для классической РЭБ, и для дронов…) Ну а студентам – желающим попасть не в мотострелки, а в «научники» (учёный по-сербски) – стоит с этим кодом знакомиться и пораньше…

ДМБ. Годен к строевой (аудиокнига/юмор) Серегин Михаил


Читать также…

Читайте также: