Супермаркет будущего собирает пустые бутылки
Одна половина здания выглядит как стопка газет, другая – как двухлитровая бутылка. И это супермаркет следующего поколения.
С его помощью молодой дизайнер надеется превратить американцев-покупателей в случайных защитников окружающей среды. Каким образом?
Диана Джесс (Diana Jess) является финалисткой конкурса Next Generation Design Competition 2005, на котором она представила проект универсама под названием R3.
Здесь, хоть и в кубе, но обыгрывается знаменитое американское «правило трёх R» – reduce (сокращение), reuse (повторное использование), recycle (переработка). Но Джесс предлагает и свой вариант расшифровки — «Rethink the Way You Shop» («Пересмотрите способ совершения покупок»).
Сама Диана американка, но прожила в Германии четыре года. Забота немцев об окружающей среде поразила девушку. Тамошние потребители не только тщательно сортируют мусор.
Они ещё и сдают для повторного использования упаковку от продуктов, помеченных эмблемой с «зелёной точкой» (Der Grune Punkt).
Это может быть флакон из-под шампуня, бутылка из-под молока или другая упаковка от широкого разнообразия товаров. Приёмом и переработкой занимается компания Duales System Deutschland, руководствуясь принятым в 1991 году постановлением, которое обязывает производителей и продавцов принимать назад использованную упаковку: бутылки, контейнеры и тому подобное.
Автор проекта предусмотрела наличие специальных сумок (многоразовых, конечно) для покупателей гастронома (иллюстрации Diana Jess).
Немецкая система заставляет почти каждого заботиться о своём мусоре (91% населения сортирует домашние отходы), а также стимулирует производителей, чтобы те создавали продукты, при «переходе в мусор» доставляющие потребителям минимум хлопот.
Размер лицензионной платы, взимаемой с компаний, зарегистрированных в системе, зависит от веса упаковки и материалов, из которых она сделана. Таким образом, в минимизации и рециркуляции заинтересованы практически все.
Дизайнер мечтает, чтобы аналогичное прогрессивное законодательство и программы однажды будут работать и на её родине, в Штатах. «Меня тревожит, что американская упаковка настолько неэкономная и расточительная, а супермаркеты настолько уродливые», — сокрушается Джесс.
На полках стоят бутылки, но они пустые. Главное – контактные экраны с информацией о продуктах и станции для наполнения ими тары (иллюстрации Diana Jess).
Тем не менее, она утверждает, что американцы не хуже немцев, они тоже не неравнодушны к сортировке и переработке своих отходов. А безразличие жителей США к проблемам окружающей среды — не более, чем миф, которым пользуются производители, чтобы не связываться с многоразовой упаковкой.
Во время обучения в арт-центре колледжа дизайна в Пасадене (Art Center College of Design) Джесс проанализировала привычки покупателей и здорово удивилась:
«Это кажется невероятным, но некоторые люди покупают дорогое моющее средство только потому, что оно разлито в причудливые бутылки, — возмущается Диана. — Но я выяснила, что если дать людям возможность узнать, что они покупают, то потребители будет принимать более взвешенные, лучшие решения».
Именно в этом состоит главная идея супермаркета R3. А не в пластиковой бутылке (так выглядит гастроном) со стопкой газет (это примыкающий к магазину центр приёма и переработки утильсырья).
Шансы на реализацию проекта Джесс пока очень невелики (иллюстрация Diana Jess).
На полках гастронома покупатели видят множество красочных, но абсолютно пустых бутылок многократного использования. Расставленные повсюду контактные LCD-экраны приглашает потребителей познакомиться с ассортиментом, получить исчерпывающую информацию о тех или иных продуктах.
Когда покупатель сделает выбор, он может взять пустую тару и наполнить её необходимым в цифровых заправочных станциях (digital filling stations), то есть — купить продукт на розлив. Когда-нибудь потом он отнесёт использованную тару в «стопку газет».
Так, по мнению Джесс, можно создать своего рода «круговорот упаковки» в стенах R3. Тем не менее, она признаёт, что без аналогичных немецкому законов, финансовых стимулов и побуждающих агиткампаний превратить американцев в нацию «случайных защитников окружающей среды» вряд ли получится.
Проведённое самой Дианой исследование показало: 44% опрошенных признаются, что экологические проблемы их не волнуют.
Бутылка в технике обратный декупаж ХоббиМркет