Судьба космического буксира пока под вопросом
Американская компания Orbital Recovery Corp. разрабатывает космический буксир, который, возможно, сохранит сотни миллионов долларов владельцам стареющих спутников связи. Но не факт, что буксир когда-нибудь выйдет на орбиту.
Телекоммуникационные компании всего мира ежегодно теряют огромные деньги, бессильно наблюдая за тем, как их ещё вполне работоспособные геостационарные спутники, чей запас топлива практически исчерпан, болтаются бессмысленным хламом на орбите.
Сейчас, в условиях кризиса, всё ещё потрясающего телекоммуникационную отрасль, такое разбазаривание денег выглядит почти преступным.
Чувствуя возможность заработать хорошие деньги на страданиях хозяев умирающих спутников, компания Orbital Recovery Corp. предложила весьма любопытный вариант решения проблемы.
SLES подбирается к очередной «жертве».
Концепция спутника-спасателя, впервые озвученная на международной конференции в Париже, выглядит предельно просто.
По замыслу авторов, небольшой и сравнительно дешёвый буксир системы SLES (GeoSynch Spacecraft Life Extension System) должен приблизиться к дряхлеющему спутнику связи, состыковаться с ним в полностью автоматическом режиме и, фактически, стать его силовой установкой, используя собственные двигатели для корректировки орбиты и так далее.
Теоретически, использование такого «тандема» позволило бы продлить срок эксплуатации спутника на десять лет — то есть, до тех пор, пока спутник окончательно не придёт в негодность и его уже не жалко будет списать в расход.
Однако пока не известно, получит ли компания разрешение на такого рода работы в космосе.
Специалистов волнует, главным образом, тот факт, что спутники связи не предназначены для автоматических стыковок и вероятность катастрофы слишком высока. Последствия такого инцидента могут оказаться тем более тяжёлыми, что произойдёт он на геостационарной орбите, которая по своей загрузке может сравниться разве что с МКАД в час пик.
«Тянем-потянем»: космический «буксир» состыковался с умирающим спутником и тянет его обратно на рабочую орбиту.
Дело в том, что геостационарная орбита, проходящая на высоте порядка 36 тысяч километров над экватором, является чрезвычайно популярной среди телекоммуникационных компаний.
Благодаря тому, что скорость вращения спутника практически совпадает здесь со скоростью вращения Земли, возникает эффект «зависания» спутника связи над определённой территорией.
Это позволяет операторам избавиться от необходимости запуска сразу нескольких аппаратов, которые заменяли бы друг друга на время, пока их коллеги уходят в теневую зону.
Кроме того, отпадает и нужда в использовании специальных технологий синхронизации потока данных, чтобы избавиться от эффекта «дыхания», то есть, периодического нарастания и затухания уровня сигнала.
В обратный путь: спутник связи ещё лет десять проработает.
Таким образом, легко представить себе, что произойдёт в случае неудачной стыковки спасателя и спутника, «терпящего бедствие»: огромное количество металлических, пластиковых и стеклянных осколков «забьёт» всю орбиту и превратит в решето ещё далеко не один спутник.
В самом худшем случае, мы на очень долгий срок потеряем возможность использования геостационарной орбиты как таковой. До тех пор, пока осколки не сойдут с неё сами собой.
Тем не менее, Orbital Recovery не теряет надежды и уже насчитала около 40 спутников, нуждающихся в срочном спасении. Возможно, что уже в начале 2004 года первый космический буксир появится на орбите.
А там поглядим, чем это закончится.
Прорыв в космосе: «ядерный буксир» обеспечит России лидерство