Старинные перила переносят людей в страшную ночь

Необычные таблички на металлических перилах террасы Брюля, одной из исторических достопримечательностей Дрездена, призывают жителей города и туристов опереться о балюстраду локтями и закрыть уши ладонями. Если это проделать в точности как на картинке, можно услышать призрачное эхо войны.

Таким необычным способом в уши людей транслируется «реконструкция» ужасной бомбардировки Дрездена 13-15 февраля сорок пятого. На это намекает единственная надпись на табличках: «13.2.1945».

В те дни сотни бомбардировщиков ВВС Британии и США практически разрушили немецкий город. Погибло порядка 30 тысяч человек (по некоторым, менее достоверным данным — от 35-135 тысяч), в основном — сожжены.

Уничтоженными, а также в той или иной степени повреждёнными оказались 80% зданий Дрездена.

Старинные перила переносят людей в страшную ночь
Никаких инструкций на табличках нет.

Только рисунок (фото с сайта markuskison.de).

Проект Touched echo (в вольном переводе «Прикасаясь к эху») воскрешает звуки одного из самых кошмарных авианалётов Второй мировой. Над головой людей, опирающихся на перила террасы Брюля (Bruhlsche Terrasse), словно проносятся «Ланкастеры» и B-17, а затем поодаль раздаются разрывы бомб.

И, что интересно, автор экспозиции — немецкий художник Маркус Кизон (Markus Kison), устроил всё так, что «эхо войны» слышно только тем, кто плотно прикасается локтями к перилам, прижимая руки к голове. Просто так, находясь рядом с ажурной решёткой балкона Европы (это ещё одно имя террасы Брюля), уловить вой самолётов и грохот разрывов — невозможно.

Автор необычной «артустановки» особо подчёркивает, что Touched echo обладает минимальным вмешательством в общественное пространство. Действительно: и таблички, и небольшие чёрные цилиндрики в нижней части перил не сразу и приметишь.

Открытие «эха» состоялось 3 октября 2007 года, а закончить свою работу эта необычная инсталляция должна 31 октября 2008-го (фотографии с сайта markuskison.de).

Что это за цилиндрики? Их четыре штуки, и они прочно прикреплены к решётке.

Именно эти устройства и транслируют запись в виде вибрации, которая проходит через кости рук слушателей к их черепу и далее во внутреннее ухо.

Эта технология трансляции через кость применяется иногда в аппаратах для слабослышащих. Да и не только в них.

Мы как-то рассказывали о мобильнике и наушниках с такой системой. Только в установке Кизона другие мощности и масштаб установки.

Принцип же схож.

По замыслу Маркуса, зрители (или лучше сказать — слушатели), прикоснувшиеся к Touched echo, сами становятся актёрами, невольными участниками действа, поскольку словно бы зажимают уши руками от ужасающего воя падающих смертоносных железяк и оглушающих взрывов.

Только тут наоборот – чем сильнее прижимаешь ладони, тем громче «война».

Специальные «беззвучные» динамики были изготовлены вручную (фотографии с сайта markuskison.de).

Спокойствие нынешнего Дрездена контрастирует с тем, что человек ощущает, опираясь на перила. Звуки «переносят» его в ночь на 13 февраля. Да и «визуальный ряд», а именно — место — выбрано не случайно.

Это историческая часть города, почти полностью разрушенная в феврале 1945-го.

Перед глазами отдыхающих — великолепный вид на Эльбу и «Старый город». Неподалёку от данной площадки расположена и знаменитая церковь Frauenkirche.

Её, если можно сказать, оригинал XVIII века был полностью уничтожен в ходе той знаменитой бомбардировки. Только в 2005 году инженеры и строители тщательно восстановили её по старинным чертежам.

Терраса Брюля сама является архитектурным памятником и окружена не менее интересными сооружениями (фото с сайта markuskison.de).

Для всех немцев церковь Богородицы — что в виде руин (ранее), что в своём воскрешённом облике, — являлась и является материальным напоминанием об ужасах войны.

Маркус вряд ли мог бы создать нечто более величественное, зато он скромно добавил в этот антураж напоминание «нематериальное». Звук.

Быть может, от этой эфемерности оно получилось таким впечатляющим.

первичная обработка гнутых перил. (часть 2)


Читать также…

Читайте также: