Shell построит самое большое судно на земле
Глобальная энергетическая корпорация объявила о плане постройки мегакорабля, превосходящего по размеру любое когда-либо созданное судно. Для сравнения: полное водоизмещение новичка будет в шесть раз превосходить вес американского атомного авианосца класса Nimitz.
Морской монстр будет работать плавучим заводом. И прежде чем рассказать о его параметрах, следует пояснить, зачем он понадобился корпорации.
Дело в том, что Shell придумала «фокус», как экономически оправдано извлечь из-под морского дна так называемый «простаивающий газ» (Stranded gas reserve). Этим термином добывающие компании обозначают небольшие и труднодоступные месторождения, которые фактически нельзя использовать, поскольку разработка их обойдётся дороже, чем вся выручка от продажи полученного сырья.
В данном конкретном случае речь идёт о месторождениях Prelude и Concerto, расположенных на шельфе у северо-западных берегов Австралии. При классическом методе разработки от их скважин пришлось бы тянуть подводные трубопроводы за 475 километров в маленький портовый городок Брум (смотрите карту под заголовком).
Там следовало бы построить завод по сжижению газа и масштабный терминал для газовых танкеров, которые и доставляли бы ценное сырьё потребителям по всему миру. Однако как только газ закончился бы (а запасы его там относительно малы) — всё это хозяйство оказалось бы никому не нужным.
Это миллиарды, выброшенные на ветер.
Shell нашла выход из положения. Она разработала проект огромного плавучего завода для сжижения газа — Prelude Floating Liquefied Natural Gas Project — FLNG. Мегасудно будет работать прямо над скважинами.
На его борту добытый газ будет сжижаться. И прямо в море он должен перекачиваться на швартующиеся бок о бок с заводом танкеры.
Судно FLNG окажется столь велико, что ему будут нипочём любые тайфуны — гигант неизменно останется над участком добычи. Ну а когда оба упомянутых месторождения будут исчерпаны, FLNG-завод просто отправится в другой регион, где компания задумает разрабатывать «невыгодные» запасы простаивающего газа.
Таким образом, строительство технологического шедевра окажется оправданным, а извлечение газа из небольших и удалённых от «большой земли» месторождений — экономически выгодным.
Как гласит пресс-релиз корпорации, в длину FLNG-судно будет насчитывать 480 метров, а в ширину — 75 м. Весить оно будет порядка 600 тысяч тонн.
Судно FLNG будет работать в местах с глубиной моря порядка 250 метров и сможет производить до 3,5 миллиона тонн сжиженного природного газа ежегодно.
На рисунке гигантский плавучий завод показан рядом с газовым танкером, подошедшим, чтобы забрать груз (иллюстрация Shell).
Напомним, что пока самым крупным и тяжёлым судном в мире остаётся мегатанкер Knock Nevis (о нём и богатой истории его жизни мы детально рассказывали). При длине более 458 метров и ширине почти 69 м он обладает дедвейтом 565 тысяч тонн (максимальное водоизмещение же превосходит 825 тысяч тонн).
Однако Knock Nevis сейчас не плавает по морям, а стоит на приколе в Персидском заливе, работая прибрежным нефтехранилищем.
Из действующих судов самым большим является контейнеровоз Emma M?rsk (о нём мы также рассказывали в деталях): длина — 397 метров, ширина — 56 м. Ну и ещё стоит вспомнить второй по масштабу контейнеровоз Xin Los Angeles с размерами 337 на 46 метров. Все эти суда покажутся не столь уж гигантскими на фоне плавучего завода.
Срок постройки первого экземпляра мегасудна ещё не определён (не все решены вопросы с финансированием освоения Prelude и Concerto). Однако Shell уже заключила соглашение с корейской Samsung Heavy Industries и французской Technip, которые и должны выполнить столь необычный заказ.
Более того, в течение следующих 15 лет партнёры намерены спустить на воду несколько таких заводов.
САМЫЕ НЕВЕРОЯТНЫЕ КОРАБЛИ