Шаттл создаст на мкс большую базу запасных частей
16 ноября в 22:28 по московскому времени шаттл Atlantis отправился в полёт STS-129 — один из последних не только в цепочке миссий по снабжению и строительству Международной космической станции, но и в истории американских челноков в целом.
Экипаж STS-129: командир Чарли Хобо (Charlie Hobaugh), пилот Барри Уилмор (Barry Wilmore), специалисты полёта Леланд Мелвин (Leland Melvin), Майкл Фореман (Mike Foreman), Роберт Сэтчер (Robert Satcher) и Рэнди Бресник (Randy Bresnik). На обратном пути в состав экипажа войдёт бортинженер МКС Николь Стотт (Nicole Stott), которая работает на орбите с конца нынешнего лета.
Это, кстати, будет последняя «ротация» в постоянном экипаже станции, осуществлённая при помощи шаттла.
Осталось не столь уж много рейсов челноков, как и стартов ракет-носителей, чтобы можно было считать завершённой сборку МКС (кстати, на днях к ней был доставлен новый российский модуль). И среди всех этих полётов важное место занимают миссии снабжения.
Столь крупные «грузовики», как шаттлы, могут поднять на орбиту немалое количество обычных припасов и материалов для экспериментов. Но сейчас куда интереснее другое: партнёры по проекту намерены максимально продлить срок работы МКС и потому стремятся забросить в космос как можно большее количество запчастей к самому орбитальному форпосту. «Мы должны доставить их наверх, пока ещё можем», — объясняет один из менеджеров NASA Брайан Смит (Brian Smith).
В данной миссии вес шаттла с ускорителями и полным баком составил более 2050 тонн (фото NASA/Troy Cryder).
Потому Atlantis несёт в своём брюхе две внешние складские платформы (EXPRESS Logistics Carrier (ELC) 1 и 2): они будут присоединены к главной станционной ферме.
На этих платформах закреплены агрегаты и узлы, которые когда-нибудь понадобятся для ремонта орбитального дома. В частности это: два насосных модуля, два гироскопа и два азотных баллона, две аммиачные цистерны и две газовые цистерны высокого давления, концевые замки-захваты для станционной руки-манипулятора и запчасти к станционной «железной дороге», блок управления электропитанием и зарядный блок для батарей, антенна S-диапазона и так далее.
В сумме получается 12,36 тонны оборудования, которое окажется у станционных жителей буквально под рукой, как только потребуется заменить отказавшую или даже просто износившуюся часть станции.
Так в грузовом отсеке челнока расположены платформы ELC. Внизу: на схеме главной фермы МКС показаны места, к которым в ходе оставшихся полётов шаттлов будет присоединено новое оборудование, в том числе и четыре складские платформы ELC 1-4 (обведены эллипсами) (иллюстрации NASA).
За время миссии (её плановая продолжительность 11 дней) члены экипажа шаттла выполнят три выхода в открытый космос. Кроме того, запланировано немало работ внутри станции: астронавтам надо будет переложить и по-новому подключить ряд кабелей и разъёмов, шлангов системы охлаждения и подачи воздуха, дабы подготовить модуль Harmony к приёму последнего американского отсека МКС — модуля Tranquility (Node-3).
Дело в том, что по оригинальному плану Tranquility должны были пристыковать к надирному порту Harmony, но потом схему МКС пересмотрели и решили, что удобнее будет поставить Node-3 на левый стыковочный узел.
Кроме нынешнего полёта шаттлы ещё должны выполнить всего пять рейсов в космос (все они связаны со сборкой и снабжением МКС), после чего знаменитые американские крылатые челноки уйдут на покой. Что касается строительства, ремонта и оснащения МКС, то здесь странам-участницам проекта предстоит выполнить следующие важные запуски.
- 4 февраля 2010 года, шаттл Endeavour (STS-130), миссия сборки — на борту челнока полетит модуль Tranquility и его большой прозрачный купол Cupola;
- 18 марта, Discovery (STS-131), миссия снабжения — Multi-Purpose Logistics Module, Lightweight Multi-Purpose Experiment Support Structure Carrier и куча оборудования и материалов внутри них;
- 14 мая, Atlantis (STS-132), сборка и снабжение – к МКС летят Integrated Cargo Carrier и российский модуль МИМ-1;
- 29 июля, Endeavour (STS-134), снабжение — EXPRESS Logistics Carrier 3 и Alpha Magnetic Spectrometer;
- 16 сентября 2010-го, Discovery (STS-133), снабжение — EXPRESS Logistics Carrier 4 и Multi-Purpose Logistics Module (это будет последний полёт шаттлов);
- 18 ноября, ракета Ariane 5 поднимет на орбиту европейский грузовик ATV2 Johannes Kepler;
- Декабрь 2011-го либо 2012 год, ракета «Протон» — российский Многофункциональный лабораторный модуль и европейский манипулятор ERA.
Помимо этих стартов программа работы МКС предусматривает цепочку запусков «Союзов» и «Прогрессов», ближайший из которых (Союз TMA-17), намечен на 21 декабря 2009 года.
Douglas Mallette — Science, Engineering and Technology for Human Concern — Blindern, in Oslo, Norway