По виртуальному миру можно ходить ногами, не двигаясь с места
Вот мы видим японца, он потихоньку шагает. Идёт, идёт, дозором обходит виртуальный мир, который видит через специальные очки.
В реальном же мире он никуда не приходит – остаётся на том же месте. А возможность стоя идти ему дают четыре плитки, которые шустрят под ногами.
Зовут японца Хироюки Фукусима (Hiroyuki Fukushima), вместе с коллегами он трудится в университете Цукубы (University of Tsukuba), где и была изобретена сложная система под названием CirculaFloor.
Традиционные системы для путешествия в виртуальном мире в принципе точно так же позволяют перемещаться, не сходя с места: сидишь, жмёшь на кнопки, дёргаешь джойстик, но видишь, что бежишь, идёшь, ползёшь и так далее.
Однако при этом не разрешается физически почувствовать движение.
Единственное, что при взгляде на японскую разработку вспоминается — это ВиртуСфера братьев Латыповых: находящийся внутри шара пользователь ходит в виртуальном пространстве своими ногами. Что-то вроде белки в колесе.
Но CirculaFloor устроена абсолютно по-другому.
Как называют его сами разработчики, это интерфейс для передвижения с использованием группы подвижных плиток, формирующих бесконечную поверхность.
Исходная позиция (фото с сайта tsukuba.ac.jp).
С плиток и начнём. Это четыре всенаправленных транспортных средства Vmax Carrier, произведённые японской фирмой Ritechs.
Они квадратные — 56,8 см на 56,8 см. Высота каждой 9,2 см, а вес 16,2 кг.
Плитки способны везти 80-килограммовый полезный груз со скоростью 1,2 метра в секунду. Но в системе CirculaFloor двигаются гораздо медленнее, потому что работают в команде с целой кучей другого оборудования.
Так, за спиной пользователя установлена «крестовина» — это ультразвуковой датчик IS-600 Mark 2 от компании InterSense, он отслеживает положение и ориентацию человека в пространстве.
Тем же занимаются два датчика, встроенные в каждую плитку. Кроме того, действуют два, установленных на уровне пола, искателя в лазерном диапазоне LMS 200 немецкой компании SICK.
«Крестовина» и лазерные искатели (синие) отслеживают положение пользователя, передавая данные на компьютер, который руководит плитками (фото с сайта tsukuba.ac.jp).
При помощи ресиверов и трансмиттеров все данные, по проводам и без них, попадают в центральный компьютер, на котором установлена Windows XP и ПО, написанное на языках C и VC++.
Группа Фукусимы не скрывает, что CirculaFloor достаточно трудно смонтировать — эту проблему нужно как-то решать, чтобы демонстрировать опытный образец на выставках (впрочем, на SIGGRAPH 2004 систему вывезти удалось).
Плитка под номером три готова подкатиться под ноги (фото с сайта tsukuba.ac.jp).
Кроме того, японцы постоянно сталкиваются со сложностями в усовершенствовании системы — чтобы модернизировать тот или иной узел, нужно начинать чуть ли не с нуля.
Так или иначе, описание всех нынешних целей проекта начинается со слова «развивать».
Если у вас есть возможность скачать 22-мегабайтное видео, обязательно посмотрите ролик.
Пользователь решил изменить направление движения (фото с сайта tsukuba.ac.jp).
Обгоняющие друг друга плитки, «бросающиеся» под ноги пользователя.
Ролик на самом деле впечатляет, из него ясно практически всё. А главное – видно, что система работает пока крайне медленно.
Максимальная скорость ходьбы по плиткам — 33 см/сек. И это, если идёшь строго в одном направлении.
Захочешь свернуть — замедляйся до 21 см/сек. Между тем, люди ходят в среднем со скоростью 1,5 метра в секунду.
Хотя сами Vmax Carrier могут разогнаться прилично, получается, всю систему нужно ускорять раз в пять.
Vmax Carrier используется не только в CirculaFloor (фото с сайта robot.mes.titech.ac.jp).
Японцы надеются, что сделать это удастся, и CirculaFloor произведёт революцию в сфере развлечений и обучении.
Одной из серьёзных областей применения, по мнению Фукусимы, будет «тренажёр эвакуации». В виртуальном мире можно отработать детальный план спасения людей и провести эксперименты, невозможные во время бедствия реального.
5 ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ ПОСЛЕ СМЕРТИ