О контенте и воровстве

МТС опубликовали итоги своей программы по противодействию мобильному мошенничеству в первом полугодии 2013. По словам руководства компании, оператор сознательно идет на сокращение доходов от контента ради сохранения лояльности пользователей.

Также «в тему» — предупреждение МегаФон о новом трояне для мобильных устройств.

Многим регулярно читающим Mobile-Review уже, наверное, изрядно надоели материалы о контенте. Ничего не поделаешь, тема остаётся актуальной.

Своей основной задачей вижу не глумление над алчными контентщиками и операторами, хотя поиздеваться бывает приятно. Главное — предупредить читателей о потенциальных проблемах и «ловчих ямах».

По мне, даже если пара десятков человек не попадутся в лапы мошенников после прочтения текста, то цель достигнута и день прожит не зря.

Лирика

Поговорим об успехах, достигнутых МТС в нелегкой борьбе с мобильным мошенничеством. Вы не поверите, но термин «мошенничество» применительно к отдельным, а не всем видам этого бизнеса, я начинаю признавать.

Еще недавно формулировки «мошенничество» и «воровство» особого смысла не имели, так как 90% контентных продаж по своей сути являются слегка замаскированным мошенничеством. В большинстве даже сравнительно честных случаев абонент платит в разы больше, чем намеревался, хотя формально не придерешься, его предупредили и правила игры соблюдены.

Но сейчас появляется всё больше механизмов воровства в чистом виде, если можно так выразиться. Когда человек не вляпывается в контент по незнанию или неосмотрительности, а его нагло обворовывают вообще без его ведома.

То есть ситуации, когда пострадавший даже теоретически не знал и не мог знать о воровстве. Не изобретать же термин «супер-мошенничество»?

В таких случаях речь идет не о мошенничестве с контентом, а о воровстве денег, при котором контент является лишь инструментом.

Также всё большую популярность приобретают схемы мобильного воровства вообще без участия контента. И даже без участия денег на балансе.

Банковский счет — куда более лакомая добыча и здесь телефонный счет является промежуточным звеном, инструментом. Оборотная сторона медали электронной коммерции и управления банковскими услугами с мобильного телефона.

В упомянутых выше случаях действительно можно говорить о борьбе операторов с мобильным мошенничеством, а не о попытках соблюсти приличия и заставить контент-партнеров руководствоваться буквой закона в их схемах отъема денег у мобильного населения.

Ход борьбы О контенте и воровстве

Несколько цитат из интересной публикации МТС с комментариями и дополнениями:

«В период с января по июнь 2013 года МТС обработала порядка 35 тысяч обращений абонентов по вопросам мошенничества, количество обращений снизилось более чем в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем возвращенных средств по претензиям абонентов составил в первом полугодии 2013 года 50 миллионов рублей, данные средства компенсировались за счет штрафов контент-провайдеров за нарушения.».

В целом, согласен с фактом уменьшения числа жалоб и претензий, это заметно по форумам и социальным сетям. В большинстве случаев деньги возвращают и в неоднозначных ситуациях, когда контент-провайдер формально прав и обеспечил требуемое информирование.

С другой стороны, осознанных и добровольных покупок контента сравнительно мало, опыт Турции это прекрасно иллюстрирует. В этой стране ввели принудительное SMS-информирование о цене покупки и рынок контента рухнул на 80%, по другим данным на 85%.

То есть, даже требуемое и соблюденное информирование по сути является лукавым недо-информированием, четверо из пяти оплативших контент не совершили бы покупку, если бы осознавали полную цену «товара».

«В рамках сотрудничества с компанией «Лаборатория Касперского» по борьбе с распространением вирусов на мобильных устройствах, МТС выявила более 150 новых вредоносных программ, заблокировала для своих абонентов доступ к более чем 5000 ссылкам на вирусное программное обеспечение и одной тысяче префиксов на коротких номерах, которые использовались мошенниками для вывода денежных средств с лицевых счетов абонентов.».

Хочется уточнить, что тысяча заблокированных префиксов — не бог весть какая масштабная цифра. Мелких контентных воришек десятки тысяч, их сотни в каждой «партнерке».

И у каждого свой личный префикс, по которому система определяет получателя «гонорара».

«Доля спам-SMS в общем объеме SMS-трафика в первом полугодии 2013 года выросла на два процентных пункта за год и составила 5%. За год МТС снизила уровень рассылок от мошенников, использующих SIM-карты МТС, более чем в 20 раз.

В настоящее время 98% SMS-рассылок мошеннического характера поступают в сеть МТС от SMS-Центров других операторов связи РФ. Среднее количество спам-SMS в месяц с коротких и буквенных номеров, блокирующихся техническими системами МТС, за год выросло в 10 раз до 37 миллионов.

При этом доля доставленных абонентам МТС SMS с признаками фрода в общем объеме SMS-спама сократилась в 15 раз, несмотря на двукратный рост количества такого типа сообщений в совокупном трафике спам-SMS».

Уже писал том, что операторы технически готовы бороться с SMS-спамом, соответствующие аппаратно-программные комплексы есть. И, как видим, даже борются, но исключительно в пределах собственных сетей.

Оправдываясь тем, что действующее законодательство не позволяет блокировать сообщения, приходящие из других сетей через SMS-шлюзы коллег по рынку. Не будем спорить и напоминать о том, что SMS-рекламу продают через посредников, а иногда даже напрямую своим корпоративным клиентам.

Действительно, не хватает внятного законодательного регулирования в этой сфере, но ждать осталось недолго. Если не обманывают.

«В мае 2013 года МТС в дополнение к системе Антиспам внедрила сервис SMS Pro, который позволяет пользователям самостоятельно блокировать входящие SMS с цифровых, коротких и буквенных номеров.».

Это, конечно, больше из категории «помоги себе сам», но тоже дело. В качестве некоторой защиты от спама годится, но для предохранения от знаменитых «платных входящих SMS» — вряд ли.

Насколько я понимаю, блокирование входящих SMS не избавляет от контентных подписок, вы просто не будете получать SMS-уведомлений о списании денег со счёта.

«С июня 2013 года МТС сотрудничает со специалистами компании Яндекс по мониторингу наиболее популярных русскоязычных сайтов, предлагающих пользователям мобильные контент-сервисы. Специалисты поисковой системы выявляют наиболее посещаемые страницы, а сотрудники информационной безопасности МТС проводят анализ данных ресурсов.

При выявлении мошеннических схем или нарушений правил предоставления платных услуг, МТС блокирует сервисы, штрафует недобросовестных провайдеров, отключает своих абонентов от данных услуг и превентивно компенсирует клиентам средства, похищенные мошенниками».

Хорошее дело и порадовало «превентивно компенсирует». Схема автоматического возврата денег всем пострадавшим от явного воровства действительно начинает использоваться операторами.

Благо, «вычислить» всех жертв конкретного «набега» на кошелек нетрудно, было бы желание.

Всё-таки вернусь к вопросу о том, что именно считать мошенничеством. Применительно к мобильному контенту, это выглядит примерно так: цыганка остановила на улице, нагадала кучу неприятностей и предложила спасти от порчи и сглаза в обмен на передачу ей семейной заначки на покупку холодильника.

Это — процесс приобретения контента без нарушения правил. А вот если в темном переулке «Дай позвонить!», и куском арматуры по голове с последующим изъятием телефона и бумажника, то это уже контентное мошенничество.

Точка зрения

Есть и другое мнение, имеющее право на существование. С законопослушностью и жизнью по правилам у нас в стране не очень, увильнуть от расплаты за нарушение и перехитрить продавца, утянув товар бесплатно, воспринимается как естественный образ жизни.

Недавно читал очень искренний, праведно-гневный комментарий человека, у которого не сработала SMS-оплата парковки со служебной SIM-карты. Автору даже в голову не пришло, что компания целевым образом оплачивает рабочие переговоры, а парковка, гамбургер на обед и т. п. — совсем другие статьи расходов.

Можно гневаться на сотовиков, которые норовят втюхать платную услугу или контент, но они живут в той же стране и пытаются зарабатывать с учетом менталитета большинства своих клиентов.

Любопытный диалог подсмотрел на форуме, дискуссия на тему того, почему в «цивилизованных» странах операторы ведут себя цивилизованнее со своими абонентами:

«- Либо все компании в цивилизованном мире убыточны, либо мы что-то не знаем, и там так же всем абонентам подключают левые услуги и подписки, везде натыкаешься на Настроение при любом неправильном наборе и т. д., и т.п. Помимо финансовой составляющей, должна быть еще человеческая порядочность.

— В цивилизованных странах контент принято покупать, иначе от инета могут отключить. И операторское оборудование не воровать, иначе всю жизнь на опсоса работать будешь. Как следствие, там можно зарабатывать на том же контенте и длительных контрактах.

Почему никто не понимает, что он заплатил за Настроение за то, что спер модем, а за Гудок за то, что украл музыку?».

И отдельный вопрос — фактически полная безнаказанность мошенников. До тех пор, пока эти ребята не перестанут себя чувствовать «сухо и комфортно», борьба будет малоэффективной.

Помимо желания операторов «сохранить лицо», требуется четкое регулирование этого бизнеса плюс готовность правоохранителей ловить и наказывать. О некоторых позитивных изменениях в области регулирования можно почитать наш материал здесь, а нежелание правоохранителей заниматься этим видом криминала — отдельная тема.

Вести с полей

В качестве полезного дополнения — свежее предупреждение, опубликованное МегаФоном в социальных сетях. Многофункциональный троянчик, который приносит владельцу смартфона целую коллекцию неприятностей.

«Друзья, всех пользователей смартофонов с системой OS Android хотим предупредить о новом способе мошенничества — от имени адресата DOLG.INFO приходит сообщение: У Вас образовалась задолженность. Информация тут — http://dolzniki.info/….

При переходе по ссылке загружается вирусное ПО, детектируемое антивирусной Лабораторией Касперского как Backdoor.AndroidOS.Obad.a. Данный троянец связывается с управляющим сервером и транслирует любые команды злоумышленников, отправляя персональную информацию пользователя, скачивая и устанавливая дополнительные вирусные приложения, рассылая спам по контактам из адресной книги, в том числе SMS на дорогостоящие «короткие» номера.

Кроме того, зловред осуществляет поиск устройств с Bluetooth-соединением с целью пересылки на них собственных копий.

Более опасным для абонентов в данной версии вредоносного программного обеспечения является то, что оно не только способно без участия абонента запрашивать баланс и передать его своему «хозяину», но и пополнять счет с банковской карты, если она привязана к счету, и далее выводить денежные средства с лицевого счета абонента на электронные кошельки злоумышленников.

МегаФон призывает соблюдать несколько правил:

  • не переходите по интернет-ссылкам из сообщений от неизвестных адресатов;
  • установите на свой смартфон антивирусное программное обеспечение из надежных источников;
  • постоянно обновляйте антивирусное ПО, чтобы быть готовыми к отражению атак самых актуальных угроз;
  • обращайте внимание на подозрительные сообщения о действиях, которые вы не совершали (пополнение баланса, переводы средств и т.п.);
  • используйте настройки смартфона, гарантирующие загрузку программ только из доверенных источников.».

Особо и добавить нечего. Разве что еще раз напомнить о том, что целью современных мошенников всё чаще становятся не скудные сотни рублей на балансе лицевого счёта, а куда более «жирные» запасы денег на банковских счетах.

Как защитить уникальный контент сайта от воровства (копирования)?


Читать также…

Читайте также: