Небеса над нами, опередившие эпоху, или очищение старого света

Небеса над нами, опередившие эпоху, или очищение старого света

Культур-повидлианскую часть классической “Голубятни” хочу посвятить удивительному фильму, который я умудрился не посмотреть до седых волос. Посчастливилось бы мне познакомиться с “Heavens Above!” до поступления в университет, судьба моя наверняка сложилась иначе, ибо восприятие мира было бы радикальным образом скорректировано еще до того момента, когда на фундамент мировоззрения бурши нагромождают кучу эмпирики.

Фильм “Heavens Above!” (1963 год, в русском прокате “Небеса над нами”) – это редкий и совершенно забытый опус Питера Селлерса. Показательно, что режиссерами и продюсерами картины были братья Джон и Рой Болтинги, которых сегодня помнят разве что историки киноискусства.

В 50е и 60е близнецы сняли много искрометных сатирических комедий, однако все они растворились во времени. Остался лишь Питер Селлерс – “величайший комедийный гений, какой только порождала Британия со времен Чарли Чаплина” (оценка, данная как раз братьями Болтингами).

Почему “Небеса над нами” кажется мне столь выдающимся фильмом? Во-первых, роль преподобного Джона Смоллвуда – ключевая в биографии самого Селлерса. “Небеса над нами” – последний чисто английский фильм актера.

Через год на экраны вышел первый фильм из серии о Розовой Пантеры, принесшей Селлерсу мировую известность и почти культовое обожание.

Во-вторых, если абстрагироваться от развлекательных ролей, исполненных Питером Селлеросом, и согласиться с мнением, что “Being There” (в нашем прокате “Садовник”) – не просто один из самых гениальных фильмов ХХ века, но и творческая кульминация Селлерса как актера и мыслителя, мы с удивлением обнаружим, что “Небеса над нами”, снятые 16 годами ранее, – это идеологический и философский приквел “Садовника”.

Иными словами, все вопросы, которые задал Селлерса (с братьями Болтингами, конечно) в “Heavens Above!”, получили окончательные ответы в “Being There”. Именно в таком контексте я настоятельно рекомендую читателям просмотреть оба фильма.

Есть, однако, в “Небесах над нами” еще один важный момент, который позволяет мне говорить об этом фильме не только в контексте творческой биографии пусть и гениального актера, но все же одного из многих. Этот фильм – ключевой для понимания развития всей европейской цивилизации.

Без “Небес над нами” невозможно понять, что же такого произошло в истории Европы, если континент вошел в 60-е годы глубоко религиозным, набожным и выдержанным в жестких рамках христианской морали и этики, а вышел из них конченым атеистом либо ярым последователем альтернативных верований да еще и с анархистскими и левацкими наклонностями.

Но и это еще не все. “Небеса над нами” объясняют, почему умерло европейское христианство (признание церковью однополых браков и содомии – не более, чем судороги post-mortem мирского трупа почившей религии). Ни много ни мало.

Причем фильм демонстрирует эти несовместимые с жизнью особенности христианства с такой сокрушающей гениальностью, что я даже не берусь назвать другое произведение искусства, обладающее аналогичной силой убеждения.

Именно по этой причине я и начал разговор сегодня с фразы, что своевременное знание “Heavens Above!” избавило бы меня от мучительных исканий и потерь в университетском будущем.

Не думаю, что мне стоит раскрывать в деталях сюжет фильма и портить читателям удовольствие от его просмотра. Поэтому постараюсь ограничиться идеологическим анализом, используя по минимуму реперные точки в фабуле.

“Heavens Above!” – это фильм о шизофрении христианства. Шизофрении в прямом – медицинском – смысле слова: как больном раздвоении сознания.

Главная идея фильма: попытка привнести в реальную жизнь морально-этическую догматику христианства приводит не просто к идиотским ситуациям, а полностью пускает в разнос экономику, политику и социальную жизнь. Происходит это потому, что вся морально-этическая основа христианства (с трудностями прохождения богатых через игольное ушко, с подставлением второй щеки, с требованиями безвозвмездно и безпричинно делиться с бедными и т.п.) совершенно инопланетна и не имеет ни малейшего отношения к живым людям.

Что бедным, что богатым.

Первые гениальные попытки человечества критически осмыслить религию и религиозную идеологию, от имени которой в истории было пролито больше всего крови и развязано больше всего войн, мы видим у Сервантеса в “Дон-Кихоте”. Там, однако, протагонист – идиот в прямом смысле слова.

Идальго явно не в себе и это понимают как автор, так и все персонажи великой книги.

Фантастический прорыв “Небес над нами” заключается в том, что герой Питера Селлерса, священник англиканской церкви Джон Смоллвуд, полностью вменяем. Он просто буквализирует христианскую этику и мораль примером всей своей жизни.

Ладно бы преподобный Смоллвуд сам жил по евангельским принципам. Куда там: он энергично навязывает эту инопланетную логику жизни своим прихожанам.

В результате его действий и проповедей цветущее графство Орбистон Парва, в котором викарий по ошибке получил приход, превращается за считанные месяцы в дымящиеся руины, способные дать фору Хиросиме и Нагасаки.

Вся эта терминаторская деятельность выполняется персонажем Питера Селлерса с какой-то дьявольской по непрошибаемости блаженной улыбкой на лице. Самое же гениальное – повторюсь – в том, что преподобный Смоллвуд не идиот, а вменяемый, обаятельный, тонко чувствующий чужие страдания и печали человек.

В одном из эпизодов его так и называют – святой. И это правда – герой Селлерса настоящий Святой.

Святой Терминатор!

На мой взгляд, заслуга “Heavens Above!” перед европейской цивилизацией заключена не в морализаторстве на тему несоответствия благородных христианских заповедей омерзительной природе человека, а в хладнокровной и убедительной демонстрации тотальной и абсолютной несовместимости этих концептов.

Либо здоровое общество, лишенное патологического раздвоения сознания (той самой шизофрении), либо христианство, навязанное этому обществу в качестве химерических морально-этических ориентиров, которые – поскольку никто все равно их не выполняет – ведут к нравственной катастрофе и вырождению цивилизации и культуры.

Вырождение, кстати, происходит не потому, что христианская этика и мораль плохи, а потому что при наложении на реальных представителей рода homo sapiens ничего кроме невроза не возникает. В лучшем случае этот невроз приводит к разрушению личности, в худшем – к крестовым походам, войнам, инквизиции и индульгенциям.

Такое вот невероятное кино 1963 года. Всеми незаслуженно забытое и недооцененное.

Кино, открывшее глаза Старому Свету и вбившему первый гвоздь в стремительную дехристианизацию континента.

Самое потрясающее: “Heavens Above!” вовсе не покушается на религиозные чувства зрителей! Фильм вообще не касается таких тонких материй, как имманентная потребность человека в вере, необходимость ориентации на какие-то вечные морально-этические ценности и т.п.

Это не его компетенция.

Опять же показательно, что Старый Свет вышел из 60-х годов не столько в повальный атеизм, сколько в альтернативные верования. В первую очередь – индуизм во всех его бесчисленных проявлениях, во вторую – в более современный и урбанистический по форме New Age (опять же – по полному спектру: похищения инопланетян, круги на полях, поля Теслы, нумерология, спиритизм, NDE, астрология и проч.).

Иными словами, желание и потребность верить во что-то вневременное и основательное у европейского человека сохранилось. Расхотелось лишь расщеплять личность между абсурдными заповедями и скорбной реальностью.

* * *

Сегодня вторник, а значит – время нашей потрясающей викторины, в который по традиции мы разыгрываем суперприз от Supersmoke – подарочную модель электронной сигареты Cubica CC:

Напоминаю комплектацию лучшего подарка вашим близким и друзьям, страдающим от тяжкого курительного недуга:

Сигарета Cubica – 2 шт.(чёрная и белая)

USB зарядное устройство для аккумуляторов Cubica – 1шт.

USB сетевой адаптер – 1шт.

Сменный нагревательный элемент для клиромайзеров Cubica 2.5 Ом – 7шт.(две

шт. непосредственно в сигаретах)

Инструкция на английском языке – 1шт.(на сайте SuperSmoke.ru можно скачать

инструкцию на русском языке).

Квиз традиционен: прослушайте аудиоклип и ответьте на вопрос: “На каком языке в нем разговаривают?”. Сразу предупреждаю: викторина сегодня простенькая, поэтому поспешите!

Ответы присылайте, как обычно, на sgolub@computerra.ru. Желаю удачи!

PS. Подводить итоги викторины будем в пятницу – в следующей “Голубятне”. Настоятельно рекомендую подписаться на мой твитер @golubitsky, чтобы не присылать мне правильные ответы на квиз после того, как их уже угадали сотни других читателей.

В твитере я анонсирую появление “Голубятен” с квизом (равно как и все остальные свои статьи, которые выходят на других порталах) практически в реальном времени. Если уж вы не отгадаете, то по меньшей мере не станете сожалеть о том, что банально опоздали с ответом.

СПОСОБЫ ОЧИЩЕНИЯ ТОНКИХ ТЕЛ!


Читать также…

Читайте также: