Мтс: опять не украли
Практически каждому «исчезновению» денег с баланса находится разумное объяснение. Но не всегда до истины легко докопаться.
Встречаются и совсем экзотические ситуации, которые ставят в тупик специалистов и заставляют людей бросать в помойку «взбесившиеся» SIM-карты.
Знаменитое «варуить!!!» уже который год активно обсуждается на всех форумах, связанных с сотовой связью. Многие принимают этот «постулат» как данность и даже не пытаются разобраться в причинах уменьшения суммы на балансе.
Переубеждать, как правило, бесполезно: как можно сомневаться в том, о чем все говорят и что регулярно подтверждается?! Есть у меня знакомая дама, исповедующая популярную теорию «пропорционального воровства».
При среднемесячных расходах в 2-2.5 тысячи руб. пополняет баланс исключительно сторублевками, ибо свято верит в то, что оператор еженощно крадет определенный процент остатка на счете. Соответственно, чем меньше денег на балансе, тем меньше украдут.
Еще вспоминается «легенда о кнопке». Дескать, когда у оператора становится плохо с деньгами, то специально обученный человек нажимает специальную кнопку «украсть три рубля у каждого абонента».
История вопроса
Истоки легенд — в биллинге. Много лет назад в МТС задержались с внедрением online-биилинга, а Билайн уже выкатил на рынок prepaid-тарифы.
Пришлось «шить Джинсы» на том, что было, а народ особенности задержек тарификации воспринимал не всегда адекватно. «Никуда не звонил, а деньги исчезли. Куда делись? Украли!».
Наверное, все эти «городские легенды» давно сошли бы на нет, но сейчас их подпитывает условное воровство контент-провайдеров. «Условное» потому, что чаще происходит в рамках несовершенного законодательства. Все эти подписки, «подписки по клику», хитро-лендинговые страницы и т. п. воспитали в людях ощущение того, что операторы вместе с шайкой контентщиков творят что хотят, когда хотят и с кем хотят.
Украдут всё равно, и бороться бесполезно, но если поймать за руку, то награбленное вернут.
Стереотипы оголтелого и поощряемого операторами контентного воровства у многих абонентов успешно выработались, иначе и быть не могло. Соответственно, любой непонятный и труднообъяснимый случай списаний рассматривается с позиции мошенничества контент-провайдера.
Это в лучшем случае. В худшем — предполагается преступный сговор специалистов оператора с вороватыми партнерами-провайдерами.
Контентщиков я ни в коей мере не оправдываю, но заведомо обвинительные установки сужают кругозор и частенько мешают разобраться в истинных причинах явления. Описываемый ниже случай — отличный пример.
«Клуб здоровья»
История с необъяснимыми списаниями тянется с июля месяца, то есть уже полгода. Хозяин SIM-карты сколько-то лет назад выдал её маме и теперь не может избавить ее от регулярных контентных «поборов».
Парень изрядно занудлив, что оказалось весьма кстати: в дотошном изложении передряг присутствует вся необходимая информация. Сильно сокращенный вариант изложения сути вопроса.
«…речь пойдет о частном случае, произошедшем (вернее, все еще происходящим) в моей семье. Итак, оператор МТС. Моя уже немолодая мама пользуется номером данного оператора, оформленным на меня.
Последние пару лет номер был на тарифе «Классный-2009», проблемы же начались на следующий день после перехода на тарифный план «Твоя страна». На номере издавна подключена услуга «Запрет контента».
Собственно, данная услуга была еще и на «Классном-2009» (даже входила в комплект), подключена она и на нынешней «Твоей стране». Отключение «Запрета контента» не осуществлялось ни на минуту.
9 июля 2012 года тариф был изменен на «Твою страну» с «Классного-2009», а 10 июля баланс лицевого счета моей мамы неожиданно уменьшился на 60,96 коп. Узнав об этом, я заказал через Интернет-Помощник МТС детализацию ее разговоров, где обнаружил следующую строчку: 10.07.2012 14:03:51 +04:00 0671 Телеф.
1:00 51,6600. Из нее видно, что с ее номера был якобы совершен исходящий звонок на платный короткий номер 0671 продолжительностью 1 минуту, за который было списано 51,66 руб. без НДС = 60,96 руб. с НДС.
Выяснил у матери, что сама она на короткий номер 0671 не звонила. Исключается и случайный набор номера в кармане, т.к. в исходящих вызовах ее старенького телефона Samsung SGH-N620 такого номера нет, это я уточнил у нее и проверил затем лично.
Нет также и входящих SMS от данного короткого номера, на который она могла бы (теоретически) перезвонить. Более того, ее старый телефон даже корректно открывать русские SMS не умеет и вместо этого просто перезагружается.
В сервисе МТС «Мои подписки» на номере моей мамы никаких подписок нет. В разделе «Услуги по коротким номерам» на сайте МТС узнаём, что по данному номеру на коммерческой основе работает какой-то «Клуб здоровья», и чтобы в нем оздоровиться, вам придется заплатить по 60,96 руб. за каждую минуту исходящего звонка.
Но подключена услуга «Запрет контента», которая должна блокировать исходящие звонки и SMS-сообщения на подобного рода короткие номера. В качестве последнего штриха я решил проверить список коротких номеров-исключений для данной услуги, и не обнаружил в нем 0671.
Даже если допустить, что моя мама все же случайно позвонила на данный платный номер или ее телефон сделал это сам, а потом «злой телефонный дух» хитро удалил его из списка исходящих вызовов, сервис «Запрет контента» все равно не должен был пропустить подобного рода звонок, а биллинг МТС списать за него деньги.
Поэтому я составил претензию с просьбой вернуть списанные средства на лицевой счет, а также разобраться с услугой «Запрет контента». Ответ: «В ответ на Ваше обращение от 10.07.2012г. сообщаем, что был произведен перерасчет за исходящий вызов на короткий номер 0671 от 10.07.2012г.
Денежные средства в размере 60 руб. 96 коп. зачислены на лицевой счет 27732093ХХХХ.
Дополнительно сообщаем, что информация по работе услуги «Запрет контента» передана в соответствующий отдел».
с 14-го по 25-е октября мы жили спокойно. Никаких списаний за самопоявляющиеся звонки на короткий номер 0671 больше не было.
Однако 25-го мне вновь позвонила та же девушка из контактного центра МТС и сообщила, что технический отдел, закончив тестировать «проклятый» тариф, отчитался об устранении проблемы, и в связи с этим она предлагает вновь перевести номер моей мамы на тарифный план «Твоя страна», учитывая, что он ей более выгоден. Разумеется, «номер под контролем» и если будут проблемы – пишите.
Проблемы начались уже на следующий день. Порциями различного объема у моей мамы вновь списали все деньги за звонок на все тот же 0671, оставив ее с балансом чуть более 20 рублей.
Тариф МТС «Твоя страна» остается ничем иным, как орудием «воровства в законе» у оператора. Ведь рассчитан он, в большинстве своем, не на таких абонентов, которые имеют свои сайты в интернете и всегда в курсе всего у оператора.
Скорее он рассчитан на приезжих из других регионов и стран, у которых воровать со счета деньги подобным способом можно куда проще и практически безнаказанно.
я делал предположение, что воровство путем приписки звонков на короткий номер происходит именно на тарифе «Твоя страна», которым моя мама стала пользоваться еще летом этого года. Но я был неправ.
После перевода номера с «Твоей страны» на Red Energy наши мучения не кончились. Списания за 0671 вновь начались уже на этом тарифе.
Услугу «Запрет контента», само собой, никто не отключал, а сами звонки ей не осуществлялись».
Не буду вас больше мучить кнопками copy/paste, процитированные фрагменты — примерно четверть написанного. Счета и детализации я смотрел, всё соответствует написанному.
Суть понятна. В течение нескольких месяцев регулярно снимались и продолжают сниматься деньги за звонки на короткий платный номер.
Писались претензии, возвращались деньги.
Менялись тарифы, номер «ставили на контроль», переподключали услугу «Запрет контента», с феноменом неоднократно пытались разобраться технические службы МТС. Была написана жалоба в Роскомнадзор и получен ответ с советом обратиться в суд.
Эффект нулевой, если в МТС и провели расследование, то успехом оно явно не увенчалось. «Клуб здоровья» продолжает регулярно оздоровлять маму по 122 руб. за сеанс, а техническим и абонентским службам уже, наверное, этот настырный абонент по ночам снится. Больше полугода всей дружной ратью воюют с контентным барабашкой, никак одолеть не могут.
Парень дозрел и собирается покупать новый номер, все остальные варианты «лечения» уже перепробованы не один раз. Хохма в том, что покупка другого номера тоже не помогла бы.
Итог
На самом деле, проблема выеденного логотипа не стоит и решается секунд за 80, при некоторой сноровке можно и за полминуты управиться. Не вставая с дивана и без отправки заказных писем в Роскомнадзор.
Просто нужно было подумать о причине, а не пытаться разоблачить преступную группировку. Давайте на минутку забудем про врагов, отбросим эмоции и посмотрим на факты.
- Вся эта катавасия началась после перехода на тариф «Твоя страна», до этого был «Классный»
- В списке исходящих (на телефоне) номер 0671 не значится, и звонков не было, поверим маме
- Услуга «Запрет контента» на этом тарифе работает, проверяли
- Телефон Samsung SGH-N620
- Звонков на контентный номер в детализации много, и они все в дневное время
- Из 13 просмотренных мною вызовов 10 оказались продолжительностью 61 секунду, остальные три — меньше минуты. Коллеги любезно посчитали вероятность такого «расклада», вердикт — 0,00108%
- Зависших в обработке услуг и прочих безобразий на номере нет, проверялось неоднократно.
Остальное — эмоции и домыслы о происках врагов, неконструктивно. Берем в руки мышку, лезем в Яндекс и запускаем поиск по цифрам 0671. Всё, тайна разгадана.
Номер 0671 используется рядом операторов (в том числе Билайн и Tele2) для коммутируемого доступа к мобильному интернету. Все остальные события идеально вписываются в эту гипотезу, с чем там нужно было полгода коллективно разбираться, я не понимаю.
У технических специалистов МТС не подключен интернет, или они все забанены в Яндексе?
Телефон Samsung SGH-N620 коммутируемый доступ (CSD) к интернету поддерживает. Собственно, только его и поддерживает, из прочих возможностей только звонки и SMS.
Средняя кнопка многофункциональная, в режиме ожидания запускает браузер и… Правильно, автоматический дозвон на служебный номер 0671 для установления соединения.
На кнопку легко нажать случайно, да и мало ли зачем. Может, мама таким образом включала дисплей посмотреть на часы.
Номер 0671 мог быть предустановлен в настройках CSD, а мог и хозяин лет 8 назад настроить и побаловаться интернетом. Не суть важно.
Тайм-аут попыток подключения к интернету обычно установлен на 60 секунд, затем отбой и ожидание дальнейших действий пользователя. Биллинг щёлкает на секунду позже, отсюда безумное количество вызовов продолжительностью ровно в 61 секунду.
«Запрет контента» на попытку подключиться, похоже, не распространяется, и это предсказуемо, так как это не обычный голосовой звонок и не SMS. Скорее всего, вызов как-то попадает в систему и затем обсчитывается биллингом.
Вероятно, звонок даже не доходит до злополучного «Клуба здоровья». Можно хоть до посинения коммутатора менять тарифы, SIM-карты и номера, а также переподключать «Запрет контента», не поможет.
Появление всего этого мистического ужаса после перехода на тариф «Твоя страна» тоже абсолютно логично. На предыдущем тарифе («Классный 2009») доступ к мобильному интернету жестко заблокирован на платформе, любые попытки подключиться пресекаются на корню и до биллинга не доходят.
Вот и вся проблема, не намного сложнее веника. Лечение — подарить маме другой телефон или стереть злосчастный номер 0671 в настройках CSD.
И наслаждаться избавлением от «Клуба Здоровья».
Резюме
Техническим специалистам МТС нужно в срочном порядке осваивать Яндекс. В крайнем случае, Google тоже сойдет.
Хозяину SIM-карты — начинать изыскания с обдумывания логики проблемы, а не зацикливаться на поиске врагов и разоблачении мошенников. Нам с вами — еще одна монетка в копилку знаний о всякой операторской экзотике.
Надо же, полгода все дружно маялись почти на ровном месте, услуги переподключали и списанные деньги возвращали. В голове не укладывается.
Как продают iPhone в Евросети. Евросеть опять дурит людей.