Modular egress training simulator: испытание водой
Руководство американского военно-морского флота слишком буквально воспринимает известный лозунг «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Проблема в том, что утопающих надо научить спасать самих себя.
Времена, когда солдаты морской пехоты высаживались на враждебные побережья в ненадёжных деревянных баркасах, а то и просто на пустых бочках, канули в прошлое вместе с парусными фрегатами сэра Френсиса Дрейка и гладкоствольными пушками.
Сейчас в арсенале водоплавающей пехоты имеются самые современные средства десантирования, включая и транспортные вертолёты.
С другой стороны, даже самые слаборазвитые страны типа печально известной Сомали имеют в своём распоряжении примитивное, но вместе с тем достаточно эффективное оружие, способное нанести существенный урон атакующим силам противника на ближних подступах к своей береговой линии.
Сейчас дымящийся тренажёр обрушится в бассейн, и пойдёт потеха…
Транспортные вертолёты сбивают, десантные катера топят, морпехи, соответственно, гибнут не от вражеской пули, а просто захлёбываются солёной водой.
По мнению экспертов, в случае крушения вертолёта у побережья, главной причиной смерти экипажа, как правило, является потеря ориентации, многократно усиленная стрессовой обстановкой, возникающей при опрокидывании машины. Они просто не знают, куда выбираться из горящего транспортного средства.
Вертолёт — не лодка и его центр тяжести расположен гораздо выше «ватерлинии», поскольку тяжёлый двигатель обычно расположён над пассажирским отсеком.
Дизориентация и паника — главные причины гибели персонала.
Разумеется, в момент приводнения аппарат немедленно переворачивается вверх брюхом, и головы экипажа погружаются в стремительно прибывающую воду. Именно паника, охватывающая людей, приводит к печальным последствиям.
Новый тренажёр для выживания Modular Egress Training Simulator — METS («Модульный тренажёр для отработки эвакуации»), поступивший летом 2002 года на вооружение корпуса морской пехоты США, должен, по замыслу командования, дать бойцам необходимый опыт быстрой эвакуации из терпящего бедствие вертолёта и, таким образом, значительно снизить процент потерь на начальных стадиях десантных операций.
Такие оптимистические ожидания подтверждены реальным опытом использования схожих конструкций в учебных центрах ВВС США.
Тренировка началась…
Аппарат представляет собой алюминиевую клеть длиной около четырёх и диаметром порядка 2,7 метра и способен вместить в себя до десяти пехотинцев, что, в принципе, близко к тактико-техническим характеристикам многоцелевого вертолёта UH-60A Black Hawk, всё ещё состоящего на вооружении Корпуса морской пехоты.
А вообще, как заявляет производитель тренажёра компания Survival Systems Group, восемьдесят четыре комплекта пластиковых панелей, которые могут быть поставлены заказчику, позволяют достаточно быстро воспроизвести аварийные выходы девятнадцати вертолётов и самолётов различных типов и моделей.
…и благополучно закончилась. Правда, воды парень, похоже, нахлебался.
Возвращаясь к нашим морпехам, добавим, что тренировка на таком тренажёре входит в курс базовой подготовки и включает в себя всего два дня интенсивных занятий.
Предварительные данные, собранные в ходе испытаний тренажёра американскими военными, позволяют заключить, что этого времени вполне достаточно для того, чтобы надолго отучить бойца впадать в истерику при виде серо-зелёной глади океана, стремительно приближающейся к стёклам иллюминаторов.
Helicopter Underwater Egress Training. (HUET) 1/2