Модель синего происхождения впервые ушла в небо

Пока это только пшик. Но пшик очень и очень громкий. В прямом смысле слова.

В переносном же — никакого пшика. Напротив, что намечено, то и случилось: действующий прототип суборбитального многоразового корабля компании Blue Origin оторвался от земли и, что ещё важнее, так же успешно вернулся к точке старта.

В начале января нынешнего года американская компания Blue Origin, отличающаяся осторожностью и скрытностью в продвижении своего проекта космического корабля New Shepard, обнародовала сведения о первом тестовом полёте его полномасштабного прототипа.

Сам полёт состоялся ещё 13 ноября 2006 года в космическом центре Годдарда (Goddard Space Flight Center). За испытанием наблюдали лишь некоторые специалисты центра, сотрудники Blue Origin, разумеется, а ещё — их друзья и родственники.

Никакой шумихи, никакого телевидения и прессы. Лишь теперь, обработав результаты теста, компания выступила с официальным заявлением.

Модель синего происхождения впервые ушла в небо
Аппарат, построенный Blue Origin, выползает из ангара в раннее утро (фото Blue Origin).

Конусовидная машина с набором из 9 небольших ракетных двигателей, установленных в днище, поднялась на 86 метров, чуть-чуть зависла и аккуратно опустилась вниз, коснувшись поверхности земли почти без удара.

Информации об этом испытании выдано немного. Зато компания выложила в Сети несколько видеороликов, показывающих тестовый полёт с нескольких точек зрения, в том числе — с борта самого аппарата.

Взлёт прототипа New Shepard. Весь полёт продолжался менее 40 секунд (кадры Blue Origin).

Двигатели прототипа New Shepard работают на смеси 90% перекиси водорода и 10% керосина. Они могут неоднократно включаться и выключаться в воздухе, контролируя положение аппарата над землёй и его ориентацию в пространстве.

Собственно компьютерная система управления этой машиной, выполняющая задачу без участия человека — едва не самая важная вещь и тот узел, проверки которого компания, очевидно, ожидала наиболее трепетно. Как видно по видеосъёмке, капсула Blue Origin держалась очень ровно, практически без наклона.

И она совсем немного ушла в сторону от испытательной площадки. Потом вернулась назад, снизилась и села мягко, почти точно на «прицельные» отметки, нанесённые на бетон.

Испытательная площадка центра Годдарда, снятая с борта аппарата (кадр Blue Origin).

Главная цель теста успешно достигнута: Blue Origin доказала, что может построить аппарат, способный на вертикальный старт, подъём и спуск исключительно «верхом» на струях ракетных движков, без каких-либо аэродинамических элементов управления и без парашюта. Ключевой момент, способный убедить потенциальных пассажиров сесть в такую штуковину и отправится на ней в космос.

Разумеется, конечная модель суборбитальной капсулы, рассчитанной на трёх пассажиров и одного пилота, окажется тяжелее и сложнее нынешнего прототипа. Последнему ещё предстоит длинный ряд тестов.

Но как мы уже говорили в нашем подробном рассказе о проекте New Shepard, в 2010 году Blue Origin намерена начать коммерческие туристические рейсы на высоту 100 километров, причём планирует выполнять их десятки раз в год.

Возвращение прототипа в ангар (фото Blue Origin).

Добавим также, что о старте своего космического проекта глава Blue Origin, он же — основатель знаменитого интернет-магазина Amazon.com Джефф Безос (Jeff Bezos) говорил ещё в ноябре 2004-го. И с тех пор выдавал весьма скупую информацию о ходе затеи.

В отличие от многих коллег по цеху, идущих к той же цели — коммерческим суборбитальным прыжкам.

И до сих пор Безос ничего не сказал о предположительной стоимости билетов на рейсы New Shepard. А ведь главным лейтмотивом всего проекта является снижение стоимости доступа в космос.

Чем не повод для лишней рекламы? Но Джефф не даёт обещаний понапрасну.

Зато, как мы видим, компания неспешно, но уверенно и последовательно идёт к своей цели. Можно рассчитывать, что известная фраза «обещанного три года ждут» в данном контексте не будет выглядеть насмешкой.

Через три года как раз наступит решающий для успеха проекта Blue Origin 2010-й.

Цунами в Японии 2011г. Землятресения и цунами в Японии 2011г. Erdbeben und Tsunami in Japan 2011


Читать также…

Читайте также: