Костюм-робот научит человека играть в гольф

Костюм-робот научит человека играть в гольф

Исследователи Синтия Бризил (Cynthia Breazeal) и Джефф Либерман (Jeff Lieberman) из группы по разработке персональных роботов Массачусетского технологического института (Personal Robotics Group) создали специальный вибротактильный костюм (правда, пока он охватывает только плечо и руку), с помощью которого можно обучить человека любым двигательным навыкам, например, игре в гольф или танцевальным движениям. Кроме того, он пригодится пациентам, которые проходят реабилитацию после различных неврологических травм.

Статья авторов, посвящённая пилотной версии этой роботизированной системы, была опубликована в журнале IEEE Transactions on Robotics.

Итак, как же всё это работает? Положим, человек очень хочет научиться какому-нибудь непростому удару, используемому в игре в гольф.

Его учитель надевает на себя костюм из лайкры. В течение 10 минут система автоматически подстраивается под его физические пропорции (длину руки, расположение суставов и так далее), а затем обучающий делает тот самый удар (так называемое «идеальное движение»).

В это время специальная оптическая система захвата движений от фирмы Vicon отслеживает местоположение всех маркеров (смотрите фото) с точностью до одного миллиметра.

По словам Либермана, «самой трудной частью стала разработка программных продуктов для системы отслеживания сложных движений человеческого тела, которая должна работать очень быстро и очень точно, чтобы потом адекватно воспроизвести их с учеником».

Полученные данные костюм «скармливает» программе, которая (после подгонки костюма под обучаемого человека) сравнивает физические параметры ученика и учителя. Как только учитель сделал своё «идеальное движение», костюм может записать, «проиграть» и повторить его даже на разных скоростях.

Когда же, наконец, к делу приступает ученик, то его движения корректируются с помощью вибрации небольших приводов, вшитых в местах расположения маркеров. Вибрации пропорциональны погрешности положения того или ионного сустава обучающегося человека.

Система может скорректировать даже вращательные движения руки, вызывая соответствующие тактильные ощущения и подсказывая человеку, как её поворачивать.

Раньше на то чтобы обучить подающего надежды спортсмена хорошо играть в гольф, уходили месяцы тренировок и сотни часов просмотра видеозаписей профессиональных игр.

В будущем же (если разработка всё-таки достигнет размеров полного костюма и обретёт порядка ста маркеров) хватит нескольких движений высококвалифицированного учителя, и далее человек может обучаться так, будто находится в теле мастера. Ученику даже не понадобится видеть обучающего (что весьма удобно для слепых или слабовидящих людей).

«Идея создания столь странного механизма пришла мне в голову во сне. Я проснулся, провёл около часа в размышлениях и в этот же день поставил первые опыты.

Окончательный вариант (со всеми программными и аппаратными усовершенствованиями) был готов примерно через полгода», — говорит Джефф.

Проведённые эксперименты показали, что «подсказки» костюма помогли студентам повысить на 23% долю удачных попыток повторить движение за преподавателем и уменьшить количество ошибок на 27%.

А если представить, что полноценный костюм в будущем можно использовать для обучения, например, плаванию (не надо будет несколько сотен раз подниматься из воды и только затем делать новые попытки), то, скорее всего, существенно уменьшится и время, необходимое для полной подготовки человека.

В ходе экспериментов также выяснилось, что система каким-то образом задействовала подсознательные навыки людей по обучению тем или иным движениям, что особенно важно для тех больных, кому необходимо обратно «срастить» повреждённые участки нервной системы, восстановить умение производить какое-либо действие.

«Прототип нашего костюма получился очень дорогим и достаточно тяжёлым. Над устранением этих недостатков мы работаем сейчас», — добавляет Либерман.

Читайте также о гольфе в открытом космосе и безумной дорожке.

Костюм робота для ТРЦ/ Robot for Mall entertainment


Читать также…

Читайте также: