Компания mattracks делает из джипов гусеничные вездеходы
Однажды к Глену Брэйзиру (Glen Brazier) подошёл с рисунком его 11-летний сын. Показывая нарисованный грузовик с гусеницами вместо колёс, мальчик спросил: «Можем мы сделать что-нибудь вроде этого?» Папа на несколько лет ушёл в разработку и, получив в 1994 году патент, понял: можем.
Сегодня компания Брэйзира под названием Mattracks (Matt – имя прозорливого сына) имеет филиалы на каждом континенте, оборудует гусеницами автомобили и квадроциклы в 40 странах мира.
Именно Mattracks разрабатывала гусеничную платформу для T-1 Battle Unit — первого терминатора из третьего фильма про робота-убийцу. Она же ставила на гусеницы Peugeot 406 для фильма «Taxi 3» и MARS-1 Humvee Rover для испытаний в Арктике.
Это, так сказать, спецзаказы, но и будничная деятельность Mattracks довольно интересна.
Мистер Брейзир показывает рисунок Мэтта, с которого всё и началось (фото mattracks.com).
Что делает эта американская компания? Она производит более полутора десятков моделей резиновых (каучуковых) гусениц, которые ставятся на внедорожник 4х4, превращая его в вездеход повышенной проходимости.
Причём замена, если верить изготовителю, производится быстро – якобы, это всё равно, что сменить колесо.
Поднимаете машину домкратом, снимаете колёса, привинчиваете болтами на их места гусеничные модули и всё.
В первый раз, может, и придётся часок повозиться, но в дальнейшем на операцию будет уходить от 30 до 45 минут.
Благодаря тому, что каждая гусеница соприкасается с землёй площадью около 90 квадратных сантиметров, давление на поверхность значительно сокращается.
Гусеничную платформу для терминатора Mattracks изготовила по заказу Stan Winston Studios, занимавшуюся спецэффектами для «Terminator 3: Rise of the Machines» (фото mattracks.com).
Это позволяет без проблем и довольно быстро ездить по снегу, грязи, песку и болотам.
Шесть видеоклипов, демонстрирующих движение по бездорожью, находятся на этой странице, слайд-шоу из 33 фотографий гусеничного джипа в пустыне — здесь.
Скорость на твёрдых поверхностях примерно 100 км/час, на проблемных участках – в районе 65 км/час.
Однако во время движения на гусеницах спидометру доверять не следует: вы едете на 60, он будет показывать 100. Но это уже мелочи.
Что же касается износа гусениц, то здесь всё, конечно, зависит от интенсивности и места использования.
Одна такая гусеница стоит около $2 тысяч (фото mattracks.com).
Большинство клиентов Mattracks преспокойно катается по 7-8 лет, так что гусеницы изнашиваются не намного быстрее обычных шин.
Перевоплощение в «танк» обходится, как и следовало полагать, недёшево – поставить на гусеницы машину целиком будет стоить около $15 тысяч, квадроцикл – примерно $4,5 тысячи.
«Ultimate Mountain Climber» — гусеничный джип-альпинист, сделанны на основе внедорожника Ford. Ненужные колёса сложены в кузове (фото mattracks.com).
Но, как говорят представители компании, гусеничное транспортное средство стоит в 6-33 раза дороже. Притом, что на колёсах оно ездить не будет.
Кстати, не сообщается, можно ли оснастить транспортное средство гусеницами только наполовину, как это делалось во время Второй Мировой. По всей видимости, нельзя.
На гусеницах — квадроцикл, который там у них называется ATV (фото litefootatv.com).
Само собой, областей применения не счесть.
Помимо туризма, охоты и просто катания по горам по долам, гусеничные внедорожники сгодятся военным, правоохранительным органам, спасателям, пожарным, медикам, исследователям и многим другим, кому по долгу службы необходимо появляться в труднодоступных местах.
Пожалуй, кусачая цена – единственный недостаток продукции Mattracks, впрочем, сама компания, которой пошёл уже десятый год, на недостаток клиентов не жалуется.
Думается, фирма могла бы неплохо развернуться и в России. С нашими-то дорогами.
В общем, история компании Глена Брэйзира намекает, что, мол, если «крошка сын к отцу пришёл», то его стоит выслушать. Вдруг удастся «сделать что-нибудь вроде этого».
Обзор серийного вездехода ДОЗОР