Каждому по mvno?

Виртуальных операторов становится всё больше, теперь вот и «Тинькофф мобайл». Недавно в Санкт-Петербурге Сбербанк запустил своего виртуального оператора «Поговорим» на сети Tele2. Банк «Открытие» тоже собирается. Не только банки.

Про новый проект VK Mobile на сети МегаФон мы писали недавно, виртуальный оператор МГТС на сети МТС — хороший пример успешного проекта.

Плюсы MVNO для всех трёх сторон очевидны. Абоненты получают «специализированные» тарифы и услуги, ориентированные на сервисы виртуального оператора. Возможна и некоторая экономия благодаря конвергенции, программам лояльности и даже чуть более низким ценам на связь.

Хотя здесь пространство для манёвра у «виртуала» ограничено, при нынешних ценах на сотовом рынке предложить своим абонентам серьёзные скидки на связь уже сложно. Сами операторы (базовый и виртуальный) получают намного более лояльных клиентов.

Финансовые преимущества от такой кооперации тоже есть. Например, банк существенно сокращает расходы на SMS-информирование своих клиентов, речь может идти об экономии миллионов рублей в год.

А это немало. Оператор получает широкий канал привлечения новых клиентов, при этом расходы на привлечение по сравнению с дилерскими схемами наверняка в разы меньше. И это тоже немалые деньги.

Причём речь идёт о привлечении хороших, доходных клиентов, а не «мёртвых душ», получивших очередную SIM-карту в качестве сувенира, Эльдар недавно об этом писал в своих «Бирюльках».

Наконец, вопрос безопасности мобильных платежей. Тоже далеко не последнее дело и серьёзная головная боль как для банков, так и для операторов.

В рамках MVNO наверняка можно реализовать дополнительные меры защиты.

Мнения

Подробнее, в том числе о некоторых технических аспектах, написал Ярослав Свинцов, основатель компании СomfortWay, в своей колонке на banki.ru. Пара обобщающих цитат для тех, кому неинтересно вдаваться в технические подробности:

«Сами по себе услуги связи не представляют для банков особого интереса, а вот их трансформация в уникальный пакет сервисов для конечного пользователя — совсем другое дело! Такой пакет можно формировать непосредственно под те сегменты пользователей, которые интересны банку.

Если это высокодоходный сегмент, то необходимо учесть важность таких сервисов, как доступ в мобильный Интернет в любой точке мира, платежи за товары и услуги с использованием различных платежных систем и с помощью одного удобного всем инструмента — мобильного телефона. Конечно, немаловажная задача — защищенность платежных трансакций и использование корпоративных систем защиты информации.

Массовый сегмент заинтересован в сокращении стоимости услуг связи, что вполне реализуемо благодаря программам лояльности, которые позволяют либо возвращать потраченные на товары и услуги деньги, либо трансформировать их в баллы, которые также можно потратить в дальнейшем на покупки. Таким образом, конвергентные услуги связи для банка — это и непосредственно его услуги, доступные в мобильном формате, и мобильные платежи, интернет-трафик, система лояльности за пакетное использование сервисов.

При пакетировании критично, чтобы пользователь получал услугу «в одном окне».

… а как же зарабатывать банку на новом для себя рынке телекоммуникаций? И как конкурировать с оператором, у которого вы как бы отнимаете его хлеб? Ответ такой: с оператором не нужно конкурировать, с ним нужно сотрудничать!

Вы никогда не построите сеть базовых станций, а значит, всегда будете проигрывать в качестве и стоимости оказания услуг, но у вас есть главное — ваша база пользователей, и это решающий аргумент в пользу партнерства, а не конкуренции с операторами. Вам как банку нужна лояльность ваших пользователей, и именно поэтому вы хотите создавать конвергентные услуги, не правда ли?

Если ваши услуги окажутся востребованными, то ваши клиенты будут больше пользоваться GSM-услугами, а значит, это выгодно оператору, трафик которого вы потребляете. Именно тут кроется истина, на которую надо открыть глаза вашим партнерам-операторам, если вы хотите активно работать и хорошо зарабатывать на телеком-рынке».

И кусочек недавнего интервью на эту тему с Игорем Жижикиным, генеральным директором макрорегиона «Москва» компании Tele2:

«Неоднократно мелькали новости в СМИ, что вы совместно с различными компаниями, банками создаете виртуальных операторов, так называемые MVNO. Шла речь о проектах со Сбербанком, Тинькофф Банком, «Ростелекомом» и другими компаниями.

Сейчас вы самый активный игрок в этой сфере среди всех российских операторов. Как вы собираетесь дальше развиваться в этом направлении?

Сколько еще MVNO-проектов вы планируете запустить?

— Сейчас доля виртуальных операторов на телеком-рынке страны составляет 1%, а в перспективе пяти лет она увеличится до 14—15%. Так что MVNO — это бизнес-стрим с хорошей экономикой и большим потенциалом роста. Мы претендуем на большую часть доходов от этого направления.

В Tele2 есть профессиональная команда, которая занимается запусками виртуальных операторов, сейчас в ее разработке более 30 проектов. Сегодня мы можем сказать, что Tele2 стала фабрикой MVNO.

Мы хотим сделать MVNO продуктом настолько массовым, чтобы операторы создавались не только для клиентов крупных компаний с сильным брендом, но и вокруг небольших сообществ по интересам. Как утверждает наша команда по развитию MVNO, виртуальных операторов в будущем можно запускать даже для аудитории известного телешоу или поклонников популярного блогера.

В выгоде остаются все: и компания-партнер, и Tele2, которая таким образом наращивает долю на насыщенном рынке, и потребитель, для которого создают персонифицированные предложения с дополнительной ценностью».

Сбербанк Каждому по mvno?

Мобильный оператор «Поговорим от Сбербанка», во как! Пока в Санкт-Петербурге, некоторые подробности на сайте Сбербанка здесь. Реализовано на сети Tele2.

Помимо традиционных «банковских» преимуществ (кэшбэк, бонусы и т. п.), всем абонентам «Поговорим» каждый месяц предоставляется бесплатный пакет 50 минут на номера домашнего региона и 500 МБ интернета.

Тинькофф банк

«Тинькофф Мобайл» должен вот-вот родиться официально, тоже на сети Tele2. Традиционно «Тинькофф банк» размещает очень много рекламы в интернете, и, надо признать, рекламы качественной и креативной.

Сайт «Тинькофф Мобайл» пока функционирует в режиме приёма предварительных заявок, никаких подробностей нет.

Формат предварительной заявки можно считать взаимовыгодным: банк получает информацию о целевой аудитории, оставившие заявку могут рассчитывать как минимум на персональное внимание и получение дополнительной информации с некоторым опережением. Наверное, каких-нибудь бонусов тоже подкинут «первопроходцам».

Банк «Открытие»

Условно-виртуальный оператор предположительно на сети Билайн. Партнером «Открытия» должен быть оператор «Кантриком», который, в свою очередь, использует сеть Билайн. Получается этакий двуслойный пирог из одного виртуального оператора поверх другого.

Оператор «Кантриком» уже много лет работает под брендом «Алло инкогнито». Я написал «Условно-виртуальный» не случайно: в своих комментариях изданию «Ведомости» представитель Билайн Анна Айбашева назвала «Кантриком» одним из корпоративных партнеров «Вымпелкома», между «Кантрикомом» и «Вымпелкомом» договора о создании виртуального оператора нет.

Впрочем, для потребителя официально-юридический статус поставщика услуг особого значения не имеет, какая разница? Тем более что «Алло инкогнито» по своим признакам соответствовало нынешнему понятию «виртуальный оператор» ещё много лет назад.

МТС и МГТС

Про давно работающий МТС-Банк писал в июле, обзор здесь. В тексте и особенно в комментариях много полезной информации для тех, кого интересуют особенности кэшбэка в этом банке.

Что касается виртуального оператора МГТС на сети МТС, то проект вполне успешен и активно развивается, один из последних обзоров можно почитать здесь. Тут, как говорится, «сам бог велел», широкополосный интернет + мобильная связь + проводной телефон в одном флаконе.

Новые подходы тоже ищут. Пару дней назад обнаружил в почтовом ящике «счёт» от МГТС, удивился, так как проводным телефоном МГТС уже давно не пользуюсь.

Оказалось, сообщение об акциях в формате счёта. Вот, не забыли и мне напомнили о своём существовании таким персональным и «ограниченным» (как пишут) предложением.

Резюме

Преимущества и выгоды формата MVNO для банков очевидны. Соцсетям, как мы видим, такие проекты тоже интересны.

Насчёт «светлого будущего» в виде виртуального оператора для сообществ по интересам или поклонников определённого телешоу — не уверен. А там кто знает?

Вдруг и правда появится какой-нибудь «Дом 2 Мобайл» с бесплатными трансляциями именно этого шоу на экранах смартфонов.

СИМ-карты для туристов и бизнесменов JAPAN TRAVEL SIM


Читать также…

Читайте также: