Каабы не так: чёрный ящик сошёл за квадрат малевича
В первый раз я приехал в Россию в 1971 году и с тех пор очарован идеей Казимира Малевича о чёрном квадрате как наиболее радикальной современной форме. Думаю, сам Малевич захотел бы построить точно такой же куб — для могилы Ленина, — говорит Хубертус Гасснер (Hubertus Gassner) о спорном близнеце Каабы, всё-таки установленном в Гамбурге.
«Шнайдер, со своей стороны, всё ещё надеется найти город, который примет его куб», — этим предложением закончилась наша статья от 17 августа 2005 года. То есть уже тогда было очевидно, что скандальная история с творением «Cube Venice 2005» немецкого художника Грегора Шнайдера (Gregor Schneider) будет иметь продолжение.
Она и возымела. 14-метровый чёрный ящик, переименованный в «Cube Hamburg 2007», с 23 марта до 10 июня стоит себе перед главным Гамбургским музеем искусств (Hamburger Kunsthalle).
Хубертус Гасснер — директор этого музея и куратор выставки «Чёрный квадрат. Чествование Малевича» (Das schwarze Quadrat.
Hommage an Malewitsch). Во многом благодаря Гасснеру удалось побороть опасения относительно «оскорбления мусульман Европы» и создать абсолютный контраст квадратному белому зданию Hamburger Kunsthalle.
Грегор Шнайдер сумел устроить головную боль и себе, и искусствоведам, и чиновникам (фото DPA).
Однако вернёмся на годик назад. Тогда получивший от ворот поворот на Венецианской бьеннале Грегор Шнайдер привлёк соавторов и написал книжку «Кубы: искусство в эпоху глобального терроризма» («Cubes: Art in the Age of Global Terrorism»), которая вышла в 2006-м.
В том же году Грегор был приглашён со своим «Кааба-кубом» в Берлин, в тамошний музей современного искусства. Художник оперативно переименовал работу в «Cube Berlin 2006» и помчался было в германскую столицу.
Но его снова ждал облом — генеральный директор государственных музеев Берлина Питер-Клаус Шустер (Peter-Klaus Schuster) приказал всё прекратить, хотя, как говорят, каталог выставки был уже в принтере.
Вы спросите, а что на месте куба было раньше?
А мы ответим — а ничего (фото Gregor Schneider).
Берлинская причина отказа та же, что и в Венеции — боязнь оскорбить чувства мусульман, коих в Германии живёт больше трёх миллионов. Соответственно и Шнайдер отреагировал так же, как и в Италии.
Он заявил, что делал куб «открыто и честно», «без цинизма и с чистой совестью», а все претензии исходят совсем не от мусульман, а от христиан — политиков и чиновников, трусливо желающих перестраховаться.
Присутствие «Cube Hamburg 2007» не мешает детям кататься с каменной горки (фото Gregor Schneider).
Как передаёт New York Times, в поддержку художника выступил Надим Эльяс (Nadeem Elyas), председатель центрального совета по делам мусульман Германии. Он сказал, что проект Шнайдера выполнен с «честью и достоинством», и что запрет работы «не способствует диалогу между мусульманами и христианами».
Мы заранее начали консультироваться с лидерами мусульманского сообщества о возможных проблемах. Это был такой откровенный и искренний диалог с «потенциально оскорблёнными», — объясняет менеджер проекта «Cube Hamburg 2007» Феликс Кремер (Felix Kraemer). — И все, с кем мы говорили — а это нормальные гамбургские мусульмане и религиозные деятели — были абсолютно благосклонны и не видели в чёрном кубе никаких проблем.
Напротив, они назвали это «триумфом свободы самовыражения».
А подиум-то белый (фото Gregor Schneider).
«Поскольку куб действительно напоминает мусульманам Каабу, у нас появляется даже больше причин относиться к нему с уважением, как к художественной работе или как к религиозному монументу. Мы надеемся, что и реакция публики тоже будет почтительной», — сказал Дьяфад Мохагайи (Dyafad Mohaghighi), выступая от имени единственного аятоллы Германии.
Вскоре Шнайдер будет думать, куда б свой куб пристроить дальше (фото Roland Magunia/Agence France-Presse).
«Я не эксперт в области современного искусства, но тот диалог, который куб создаёт между немцами и мусульманским сообществом в Гамбурге, напоминает нам о пользе искренней беседы в культурном взаимопонимании», — признался генконсул США в Гамбурге Дуэйн Батчер (Duane C. Butcher).
Вот так Гамбург с его большими турецкими и иранскими общинами принял-таки сомнительную инсталляцию, хотя и под прикрытием «Чёрного квадрата» Малевича. Интересно, как сложилась бы судьба куба, если б его успел построить сам Казимир Северинович в качестве «могилы Ленина»?
Рождество — Карандаши (Official video)