Японский корабль-грузовик впервые стартовал к мкс
10 сентября в 21:01 по московскому времени с космодрома Танегасима (Tanegashima) успешно взлетел грузовой корабль HTV, ознаменовав новый этап в развитии космической отрасли Страны восходящего солнца, а также — в жизни МКС.
Впервые мы коротко упоминали японский аппарат здесь. Напомним, HTV (он же H-II Transfer Vehicle) призван составить компанию бессменным Прогрессам, а также европейскому грузовику ATV, впервые побывавшему на МКС в прошлом году (об устройстве и параметрах ATV мы подробно рассказывали тут, а о его необычных перспективах и модификациях — здесь).
Ещё на подходе частный космический грузовик Cygnus, создаваемый совместно специалистами из США и Европы. На этих «лошадках» на орбитальную станцию и будут доставляться различные материалы, оборудование, топливо, еда и вода.
Длина HTV равна примерно 10 метрам, диаметр — 4,4 м. Полная стартовая масса корабля достигает 16,5 тонн, из которых до 6 тонн может приходиться на груз. Но в первом полёте полезная нагрузка составляет только 3,5 тонны, уточняет Space.com, — это различное оборудование для станции, предметы первой необходимости для экипажа и пища.
HTV перед стартом, сброс обтекателя и отделение корабля от последней ступени.
Внизу: схема грузовика. 1 – герметичный отсек, 2 – негерметичный отсек, 3 – электроника и авионика, 4 – двигатели, 5 – палета с оборудованием для экспериментов в вакууме, 6 – стыковочный узел (иллюстрации JAXA).
От предшественников японский грузовик отличает ряд особенностей. Во-первых, метод стыковки. Аппарат должен автоматически приблизиться к станции с нижней стороны и зависнуть на расстоянии около 10 метров от стыковочного узла.
Далее манипулятор самой станции захватит грузовик за специальный фиксатор и мягко подведёт его к станционному люку.
Такой метод для космических кораблей применяется впервые. Кстати, японский грузовик станет первым беспилотным кораблём, который пристыкуется к американскому сегменту станции.
Во-вторых, HTV обладает сразу двумя крупными отсеками для грузов, один из которых — герметичный, а второй — нет (и это также осуществлено впервые). В первом отсеке может находиться груз весом до 4,5 тонн, во втором — до 1,5 тонн.
При этом герметичная секция корабля непосредственно соединяется с помещениями станции. И, это ещё один плюс новичка, соединяет их прямоугольный люк с поперечником 1,2 х 1,2 метра.
Что больше, к примеру, чем круглый люк у грузовика ATV, который насчитывает 0,8 метра в диаметре. Соответственно, это расширяет возможность японского грузовика по доставке крупногабаритных гостинцев в орбитальный дом.
Негерметичный грузовой отсек «японца» обладает люком на боку корабля. Его размер ещё больше — 2,7 х 2,5 метра.
Через этот люк оборудование для экспериментов при помощи манипуляторов станции может быть передано на внешнюю платформу японского модуля МКС — Kibo Exposed Facility.
В небо грузовик подняла новая японская ракета-носитель H-IIB. Для неё это также дебют. Но японцы были оптимистичны насчёт первого старта сразу к МКС, поскольку эта ракета разделяет очень много общих деталей с куда более лёгкой и давно отработанной H-IIA.
И это несмотря на то что новый носитель поднимает на околоземную орбиту в два с лишним раза большую полезную нагрузку, чем H-IIA, и может даже быть применён для пилотируемых полётов. Сам грузовик HTV в будущем может быть модифицирован под пилотируемую программу — тогда герметичный отсек станет кабиной и будет изменён так, чтобы «научиться» возвращаться на Землю.
Пока же HTV – одноразовый и после выполнения миссии сгорит в атмосфере (иллюстрация JAXA).
Грузовик Cygnus успешно запущен к МКС (новости)