Is-realism: дизайн из израиля славит туповатый реализм

Переносимся в будущее, так как выставка эта ещё не открылась. Зрители войдут в залы только 27 января. Но нам с вами данный факт — не помеха.

С работами двух десятков дизайнеров можно познакомиться прямо сейчас. Что же в этой экспозиции интересного? Организаторы говорят, что туповатость.

Изящества, говорят, не ждите.

Начнём с вопроса. Вы слыхали о таком понятии, как «израильский дизайн»? В том смысле, что вот видишь вещь и тут же понимаешь – «о, это точно в Израиле придумали».

Думается, скорее нет, чем да.

Однако есть мнение, будто бы дизайн с Земли обетованной имеет собственные и неповторимые «отпечатки пальцев». И отпечатками являются реализм с повседневностью, сочетающиеся с экспериментом, иногда абсолютной непрактичностью, юмором, иронией и, да-да, своего рода тупостью (про туповатость, кстати сказать, написала израильская газета, так что мы как бы ни при чём).

Как так?

Is-realism: дизайн из израиля славит туповатый реализм
Бин Сит (Bin Seat) сделал стул из жёлтого мусорного ящика на колёсах.

А Гэд Черни (Gad Charny) — лампу Tiffany из молочных бутылок (фото Cooper-Hewitt, National Design Museum).

Ну вот смотрите. Лампа, сделанная из пластиковых молочных бутылок.

Кресло и столик из разноцветных соломинок для питья. Вывернутый наизнанку радиоприёмник.

Стул, изготовленный из мусорного контейнера. Как-то так.

С 27 января по 23 апреля в Нью-Йорке, в Национальном музее дизайна (Cooper-Hewitt, National Design Museum), 19 израильских авторов покажут свои творения числом около 25 на выставке Solos: New Design from Israel.

Ассаф Варшавски (Assaf Warshavksy) вывернул наизнанку радио (фото Cooper-Hewitt, National Design Museum).

«Экспозиция вовсе не должна представить полную картину мира израильского дизайна, — объясняет куратор выставки, сотрудница музея Эллен Лаптон (Ellen Lupton). — Мы выбрали работы с философским подтекстом, в которых исследуются создание объектов и удивительные способы использования повседневных материалов».

В декабре 2004 года Лаптон совершила путешествие в Израиль, которое она характеризует как «захватывающее». Эллен встречалась с художниками, ходила по галереям, музеям, в общем — знакомилась.

«Газетный стул» — работа куратора выставки Эзри Тарази. Рядом кресло, сделанное Равивом Лившицем (Raviv Lifshitz) из частей велосипеда (фото с сайта designboom.com).

Её эта поездка вдохновила настолько, что она, посовещавшись с Эзри Тарази (Ezri Tarazi) из Академии искусства и дизайна в Иерусалиме (Bezalel Academy of Art and Design), решила познакомить с творчеством израильтян сограждан-американцев — создать первую музейную экспозицию современного израильского дизайна в США (фотогалерея здесь).

Концепцию выставки Тарази и Лаптон описывают специально придуманным словом Is-realism (израильский то бишь реализм) — именно оно, на их взгляд, наиболее точно описывает дизайн, рождённый на Земле обетованной.

Снова творение Эзри Тарази: кресло с оттоманкой и столиком, все вместе складывающиеся в один, довольно грубый деревянный ящик (фото Cooper-Hewitt, National Design Museum).

«Долгие годы мне казалось, что понятия „израильский дизайн“ вообще не существует, — признаётся Тарази, — но, работая над выставкой, я получил массу знаний и понял, что у израильского дизайна есть своё неповторимое лицо.

Наши дизайнеры сосредотачиваются на концепции, а не на моделировании, сущности или каких-то изысках. Это — экспериментальный дизайн, потому что нет человека, который возьмёт и купит что-либо из данных разработок.

Изначально они не делались на продажу, никто не пытался угодить вкусам публики».

Автор работы «Handle with Care» Ювал Тал (Yuval Tal). У всех кружек ручки отбиты и кое-как, но надёжно присобачены (фото Cooper-Hewitt, National Design Museum).

В описании выставки говорится, что участвующие в ней авторы «исследуют скульптурные, материальные, функциональные и концептуальные возможности полезных вещей. Каждый объект, отобранный для выставки — от стола или стула до лампы или вазы, передаёт мощное физическое присутствие, так же как дух противоречия и стремление к самоанализу».

«Организуя выставку, мы интересовались нехваткой единства в израильском дизайне, — подчёркивает Лаптон. — Особенность этих работ — откровенное, прямое и тупое качество. Авторы не обсуждают элегантность, красоту или новшества.

Они не сентиментальны и не занимаются украшательством. Главным образом, работы являются интеллектуальными, иногда юмористическими, но во всех них ощущается реализм».


Читать также…

Читайте также: