Is-realism: дизайн из израиля славит туповатый реализм
Переносимся в будущее, так как выставка эта ещё не открылась. Зрители войдут в залы только 27 января. Но нам с вами данный факт — не помеха.
С работами двух десятков дизайнеров можно познакомиться прямо сейчас. Что же в этой экспозиции интересного? Организаторы говорят, что туповатость.
Изящества, говорят, не ждите.
Начнём с вопроса. Вы слыхали о таком понятии, как «израильский дизайн»? В том смысле, что вот видишь вещь и тут же понимаешь – «о, это точно в Израиле придумали».
Думается, скорее нет, чем да.
Однако есть мнение, будто бы дизайн с Земли обетованной имеет собственные и неповторимые «отпечатки пальцев». И отпечатками являются реализм с повседневностью, сочетающиеся с экспериментом, иногда абсолютной непрактичностью, юмором, иронией и, да-да, своего рода тупостью (про туповатость, кстати сказать, написала израильская газета, так что мы как бы ни при чём).
Как так?
Бин Сит (Bin Seat) сделал стул из жёлтого мусорного ящика на колёсах.
А Гэд Черни (Gad Charny) — лампу Tiffany из молочных бутылок (фото Cooper-Hewitt, National Design Museum).
Ну вот смотрите. Лампа, сделанная из пластиковых молочных бутылок.
Кресло и столик из разноцветных соломинок для питья. Вывернутый наизнанку радиоприёмник.
Стул, изготовленный из мусорного контейнера. Как-то так.
С 27 января по 23 апреля в Нью-Йорке, в Национальном музее дизайна (Cooper-Hewitt, National Design Museum), 19 израильских авторов покажут свои творения числом около 25 на выставке Solos: New Design from Israel.
Ассаф Варшавски (Assaf Warshavksy) вывернул наизнанку радио (фото Cooper-Hewitt, National Design Museum).
«Экспозиция вовсе не должна представить полную картину мира израильского дизайна, — объясняет куратор выставки, сотрудница музея Эллен Лаптон (Ellen Lupton). — Мы выбрали работы с философским подтекстом, в которых исследуются создание объектов и удивительные способы использования повседневных материалов».
В декабре 2004 года Лаптон совершила путешествие в Израиль, которое она характеризует как «захватывающее». Эллен встречалась с художниками, ходила по галереям, музеям, в общем — знакомилась.
«Газетный стул» — работа куратора выставки Эзри Тарази. Рядом кресло, сделанное Равивом Лившицем (Raviv Lifshitz) из частей велосипеда (фото с сайта designboom.com).
Её эта поездка вдохновила настолько, что она, посовещавшись с Эзри Тарази (Ezri Tarazi) из Академии искусства и дизайна в Иерусалиме (Bezalel Academy of Art and Design), решила познакомить с творчеством израильтян сограждан-американцев — создать первую музейную экспозицию современного израильского дизайна в США (фотогалерея здесь).
Концепцию выставки Тарази и Лаптон описывают специально придуманным словом Is-realism (израильский то бишь реализм) — именно оно, на их взгляд, наиболее точно описывает дизайн, рождённый на Земле обетованной.
Снова творение Эзри Тарази: кресло с оттоманкой и столиком, все вместе складывающиеся в один, довольно грубый деревянный ящик (фото Cooper-Hewitt, National Design Museum).
«Долгие годы мне казалось, что понятия „израильский дизайн“ вообще не существует, — признаётся Тарази, — но, работая над выставкой, я получил массу знаний и понял, что у израильского дизайна есть своё неповторимое лицо.
Наши дизайнеры сосредотачиваются на концепции, а не на моделировании, сущности или каких-то изысках. Это — экспериментальный дизайн, потому что нет человека, который возьмёт и купит что-либо из данных разработок.
Изначально они не делались на продажу, никто не пытался угодить вкусам публики».
Автор работы «Handle with Care» Ювал Тал (Yuval Tal). У всех кружек ручки отбиты и кое-как, но надёжно присобачены (фото Cooper-Hewitt, National Design Museum).
В описании выставки говорится, что участвующие в ней авторы «исследуют скульптурные, материальные, функциональные и концептуальные возможности полезных вещей. Каждый объект, отобранный для выставки — от стола или стула до лампы или вазы, передаёт мощное физическое присутствие, так же как дух противоречия и стремление к самоанализу».
«Организуя выставку, мы интересовались нехваткой единства в израильском дизайне, — подчёркивает Лаптон. — Особенность этих работ — откровенное, прямое и тупое качество. Авторы не обсуждают элегантность, красоту или новшества.
Они не сентиментальны и не занимаются украшательством. Главным образом, работы являются интеллектуальными, иногда юмористическими, но во всех них ощущается реализм».