Интернет вещей: как подключить к сети всё на свете

Интернет вещей: как подключить к сети всё на свете

Нет никаких сомнений, что в будущем к интернету будет подключено всё: от холодильника до зубной щётки и от платяного шкафа до носков, лежащих в его ящике. Эту тенденцию называют “интернет вещей”, и она всё больше на слуху.

Воплощения же пока вызывают лишь улыбку (как те носки с чипами), а не возглас “Заткнись и возьми мои деньги!”.

Возникает мысль: уж не то же ли самое скрывается за термином “интернет вещей”, что пятнадцать лет назад нам обещали под видом “умного дома”? Он, если помните, так и не превратился в прекрасные продукты и застрял где-то на этапе маркетинговых грёз.

Хоть аналогия и может оказаться верной, и понятия близки, но всё же не одинаковы. Под умным домом понимается жилище, напичканное электроникой, тогда как интернет вещей – это возможность связывать с глобальной сетью любую вещь, будь то домашняя утварь, одежда или любые предметы обихода, включая даже упаковки товаров.

Термостат Nest запоминает распорядок дня и привычки пользователя и начинает сам подстраивать температуруИзменилось и время. Умный дом – тема из начала двухтысячных: с тех пор домашние беспроводные сети стали нормой, а домашних гаджетов и подключённых устройств стало столько, что разговоры об электронных “экосистемах” больше не звучат теоретически.

К тому же сейчас появилась интереснейшая возможность взять реализацию в свои руки и не дожидаться, пока раскачаются корпорации.

Писатель-фантаст Брюс Стерлинг в одном из выступлений рассказал о придуманным им новом слове – “спайм”. Спаймы – это объекты, которые можно отслеживать в пространстве и времени, в том числе до их появления в реальном мире и после их исчезновения.

Стерлинг говорит о нескольких быстроразвивающихся направлениях в технике, которые способствуют появлению спаймов. Здесь и технологии вроде RFID, позволяющие идентифицировать объекты на коротких расстояниях, и GPS с его возможностью определять местоположение на поверхности Земли, и способы поиска реальных вещей, подобные интернет-поисковикам, и даже программы трёхмерного моделирования и трёхмерные принтеры, связывающие мир виртуальных вещей и реальных.

Представьте, что вы покупаете пару кроссовок. Зайдя на сайт продавца, вы выбираете их размер и цвет, затем оставляете заказ.

Эта информация становится первым цифровым представлением будущей вещи. Кроссовки изготавливаются, поставляются на склад и доставляются вам – их путь даже можно отслеживать по карте.

Всё это уже реализовано и доступно сегодня.

На американском сайте Adidas можно раскрасить ботинки самостоятельно

Следующие же этапы слегка футуристичны, но лишь слегка. В кроссовки могут быть встроены идентификационные чипы, которые позволят при помощи приложения на телефоне найти ботинок, затерявшийся под кроватью.

А когда подошвы сотрутся, через то же приложение можно будет вернуть товар производителю для ремонта или утилизации. Таким образом, обыкновенный предмет одежды на всех этапах своей жизни имеет цифровое представление.

И даже если кроссовок больше нет, у вас в почте останется их идентификационный номер и ссылка на сайт производителя, по которым в любой момент можно будет снова обратиться к покоящейся электронной “душе” кроссовок. К примеру, чтобы возродить их в виде новой пары.

Крупные промышленные компании активно работают над тем, чтобы подобные истории стали реальностью. Они формируют альянсы и работают над стандартами будущих “умных” вещей.

К примеру, IPSO Alliance (от Internet Protocol for Smart Object) был основан в 2008 году, и в него входит множество компаний, названия которых на слуху, и не только у специалистов по ИТ: Bosch, Ericsson, Fujitsu, Toshiba и многие другие. Альянсам покровительствуют правительства – Европарламент, к примеру, в 2009 году опубликовал план о поддержке инициатив, связанных с интернетом вещей.

Всё это может оказаться очень важным в перспективе, но даже зная это, сложно избавиться от ощущения смертной скуки. Понятно, что компаниям было бы очень выгодно отслеживать жизнь своих товаров на всех этапах их существования, и что они этого рано или поздно добьются результатов, и даже что результаты наверняка повлияют на нашу жизнь, но времени пройдёт столько, что ощущение чуда может поистрепаться по дороге.

Как ни странно, куда более восхитительные чудеса можно найти в прошлом. За последние два десятка лет В лаборатории Media Lab Массачусетского технологического института успели разработать множество концептов, каждый из которых так или иначе смешивает реальный мир с виртуальным.

AmbientROOM – один из наиболее крупномасштабных проектов, разработанный ещё в 1994 году. Для интернета вещей ambientROOM – это почти то же самое, что mother of all demos Дугласа Энгельбарта – для компьютерных интерфейсов.

В рамках ambientROOM была сконструирована целая комната, вещи в которой были представлениями закреплённых за ними наборов данных.

Один из таких объектов, демонстрируемых в видео, – бутылочка, являющаяся индикатором дорожного движения. Открываем пробку и слышим гул машин и гудки, закрываем – звук исчезает.

В комнате есть и индикаторы побольше, работающие непрерывно: они хорошо подходят, чтобы следить за отображаемыми параметрами неосознанно – благодаря периферийному зрению. По стене ambientROOM бегают блики от проектора, а потолок может в определённый момент пойти волнами, будто это поверхность воды.

Переключить индикатор на отображение какого-то нового параметра можно просто поднеся отвечающий за него предмет.

Понятно, что эта комната не станет реальностью ни в ближайшем будущем, ни в отдалённом, но учёные не ставили перед собой такой цели. Их исследования скорее показывают те направления, в которых техника может развиваться, а уж реализация, да и конкретное применение могут быть совсем иными.

Часть из этих наработок войдёт в нашу жизнь через 3-7 лет, когда крупные компании решат, что стандарты готовы, и можно переходить к выпуску “умных” продуктов. Но кое-что можно сделать своими руками уже сейчас.

На Kickstarter интернет вещей – одна из самых горячих тем, и в отличие от разработок исследовательских лабораторий, проекты стартаперов, ведущиеся на деньги, собранные с пользователей, имеют непосредственный практический характер и интерес для простых смертных.

Взять, к примеру, Twine – эти маленькие синие кусочки пластмассы, продающиеся по сто долларов за штуку, скрывают в себе сенсоры температуры, вибрации и по выбору покупателя – другие датчики. Разложив их у себя дома, можно при помощи несложного сервиса запрограммировать реакцию на изменения различных параметров.

Smart Things – чуть более продвинутая система, состоящая из роутера, датчиков и механизмов, приобретаемых в наборах или по отдельности. Измерять можно практически что угодно – от света и температуры до задымления или присутствия людей в комнате.

В качестве реакции можно запрограммировать регулировку температуры в помещении, включение и выключение света, открытие и закрытие окон.

Эти гаджеты позволяет воплотить свои идеи, не дожидаясь пока нужные продукты выпустят крупные производители. В частности – реализовать мечту пятнадцатилетней давности и сделать свой дом “умным”.

К интернету вещей это относится лишь косвенно – но лишь до поры до времени. Предметы обихода, снабжённые чипами в сочетании с домашними датчиками дадут наиболее интересные результаты.

Благодаря им мы сможем находить утерянные на территории своего же дома ключи, очки и кошельки (не говорите, что с вами не было таких случаев!), настраивать напоминания, мешающие уходить на работу, не взяв с собой пропуска, или ультразвуковую сирену, срабатывающую, когда кошка залезает на кухонный стол.

Overview of smart WiFi light bulb Xiaomi Yeelight LED E27 II Setting II Connection II Gearbeast II


Читать также…

Читайте также: