Infrasense: жуки и троянские кони разносят вирусную паранойю
Да уж, смешались в кучу кони, баги, бреши и вирусы, цифровой мир и физические объекты. Троянские кони навьючены шепчущими рюкзаками.
Электронные жуки пытаются выяснить, что эти кони несут. Всё это в общественном месте и Интернете одновременно.
Предпримем же попытку разобраться, что здесь к чему. А для начала познакомимся с людьми, в чьих головах бушует фантазия такого уровня.
Робер Сосье (Robert Saucier) живёт и трудится в Канаде.
Там, в университете Квебека (Universite du Quebec), он — профессор скульптуры и медиа-арта. Естественно, в этих двух многогранных направлениях Сосье и работает, в творческом смысле.
Электроника и механика играют в его дерзких работах ключевую роль, а «медиа» художник понимает как коммуникации посредством радио, телевидения, Интернета. Интересуют его и социальные аспекты всего этого.
В своё время Сосье спелся с британо-канадской группой художников, архитекторов и программистов под названием KIT. Этот коллектив с 1994 года «производит мультимедийные сооружения по всему миру».
Все вместе вышеназванные лица реализовали, мягко говоря, странноватый проект Infrasense, о котором мы и хотим рассказать.
Трояны (Trojan) и баги (bugs) точно так же, как бреши и черви – это названия неприятностей, с которыми сталкиваются пользователи Интернета во всём мире. Авторы проекта выбрали первую пару, посчитав её «двумя связанными в цифровой форме элементами».
Троянские кони и электронные жуки на выставке в канадском центре электронных медиа-искусств (фото с сайта infrasense.net).
В рамках проекта Infrasense трояны и баги были «извлечены» из онлайна и воспроизведены как физические объекты, которые, в свою очередь, частично возвращаются к Сети — управляются из неё.
У команды Сосье имеется девять троянских коней, сделанных, в основном, из фанеры. Это плоские силуэты лошадок, установленные на движущихся 8-колёсных платформах.
Кони эти размещены параллельно друг другу и перемещаются по прямой взад-вперёд. Но очень медленно: их движение едва заметно для человеческого глаза.
Чтобы кони не сбились с пути, на полу проложены рельсы.
Видимо, посетители такой выставки получают поистине неописуемое удовольствие (фото с сайта infrasense.net).
На «спине» каждой лошадки находится напоминающий монитор пластмассовый рюкзак, сделанный из частей старых компьютеров. Цель этих рюкзаков, как пишут авторы, «неоднозначна».
Можно было бы предположить что рюкзак – это метафора компьютера, в котором живут вирусы-трояны. Ан нет, Сосье пишет, что рюкзаки действуют как «метафора дома гигантского исторического Троянского коня» (в данном случае, понять разработчиков с первой попытки не удаётся, однако продолжим).
Когда в помещении галереи появляются зрители, рюкзаки начинают шептать разными голосами. Что именно они пытаются сказать, неизвестно.
Разобрать шёпот можно только в том случае, если к коню приблизится баг (или жук).
В правом нижнем углу снимка — пульт управления одним из жуков (фото с сайта infrasense.net).
Всего этих багов трое, и если к одной лошади они подъедут одновременно, то громкость голоса рюкзака увеличится, и можно будет услышать его рассказ.
Баги, сделанные из алюминия, пластика, деталей старых РС, кабелей и прочего барахла, перемещаются быстрее лошадей, они маневрируют вокруг них, «как будто отчаянно пытаются найти способ соединиться с конями или узнать, что они такое на себе несут».
Все электронные жучки, между тем, дистанционно управляемые. Один подчиняется командам с пульта, находящегося у посетителей галереи, двумя другими теоретически могут рулить посетители сайта Infrasense.
Вот, собственно, и всё описание. Получилось у Сосье сотоварищи очень даже концептуально, но, так сказать, творческий посыл зрителю от осмысления ускользает.
Это тоже работа Робера Сосье образца 1999 года, но о ней как-нибудь в другой раз (фото с сайта umoncton.ca).
К счастью, имеется более-менее доходчивое описание замысла авторов Infrasense – оно всё-таки необходимо, так как у инсталляции довольно плотный гастрольный график. Описание такое:
«Используя трёхмерные фигуры багов и Троянских коней, чтобы представить компьютерные вирусы, художники превращают галерею в место интерактивной игры.
Перемещения посетителей влияют на движение фигур так же, как действия пользователей, находящихся на сайте проекта.
Поскольку посетитель пробует взаимодействовать с системой, чтобы получить доступ к скрытой информации, инсталляция поднимает вопросы контроля, координации и местоположения».
Остаётся добавить, что Infrasense до 17 декабря 2004 года можно увидеть своими глазами в британской галерее Folly, название которой можно перевести как «Безумие».
Type