Государство как основа современной экономики.
1. Создание стоимости.
Если я захожу в гости, и заходит разговор об экономике, то обычно он выглядит примерно так:
— Представьте что Вы торгуете (при этом я беру первый попавшийся предмет и вручаю его «жертве»). Так сколько он стоит (а пока человек обдумывает я этот предмет забираю)?
Теперь опять вопрос, а сколько он стоит если его любой может отобрать?
— Но ведь есть суд, милиция…
— Правильно, поэтому и государство создает стоимость (не путать с товаром). Без государства стоимость этого предмета равна нулю.
— Так ведь можно обойтись своими силами, нанять охрану и т.п.
— Тогда Вы будете самостоятельно выполнять функции государство, при том крайне неэффективно!
В общем, государство создает ценности создавая обязательства для других и строго следя за их соблюдением (не убий, не укради и т.д.). Чем больше обязательств у каждого перед другими (не путать обязательства перед государством), тем больше ценностей вокруг нас.
Т.е. у нас больше возможностей для производства товара, как пример это интеллектуальная собственность (которой еще 3 века назад не было).
К ценностям можно относить все что угодно, даже типы предприятий (акционерное и т.п.), поскольку они тоже являются товаром. Следовательно, законодательная власть создает ценность посредством введения обязательств (взаимных) для граждан.
Чем меньше меняются эти обязательства и чем они более защищены, потому что людям нужна уверенность при реализации своих планов, тем большего экономического развития может достигнуть государство.
2. Экономическая стабильность.
Государство создает экономическую стабильность не монетарной политикой, это все большие глупости. Инфляция может существовать даже при огромном дефиците денег (было не только в Украине).
Так же как и печатанье огромного количества денег может не приводить к инфляции (например, США).
Основа экономической стабильности любого государства это долговременные экономические взаимоотношения (они позволяют заключать долговременные контракты с большим количеством субъектов экономики и делать ее не столь подверженной кратковременным колебаниям рынка, что особенно важно для ряда непрерывных технологический процессов). Государства постепенно увеличивает свое присутствие на рынке, как в качестве покупателя, так и продавца, с самого момента их появления.
Государство при этом гораздо более прогнозируемый и надежный член экономических взаимоотношений, по сравнению с частным лицом и/или группой частных лиц.
Вообще если надо что-то поставлять государству (да те же танки) на протяжении десятка лет, то сюда так или иначе будет вовлечено масса смежников. Чтоб головное предприятие не разорилось, ему выгоднее заключить контракт на долговременную поставку со смежниками по строго определенной цене.
А у этих смежников есть еще и свои закупки. При этом коммерческие структуры не могут себе позволить рисковать заключая самостоятельно столь долгие экономические взаимоотношения, а это в свою очередь ведет к тому, что в цену на товар закладываются риски (от потерь на складах и т.п.), и чем больше они закладываются, тем большие риски несет покупатель (промежуточный) и тем менее долгосрочные контракты он заключает, а это в свою очередь опять приводит к росту цен для конечного потребителя.
В общем, это и есть механизм инфляции в чистом виде (на самом деле все несколько сложнее, поскольку договоренность может иметь ряд дополнительных условий, но сути это не меняет).
Поэтому без государственной экономической деятельности либо будет низкий уровень экономической деятельности вообще, либо будет гиперинфляция (но обычно они идут вместе). Золото как деньги это лишь путь к низкой экономической деятельности практически без инфляции/дефляции.
3. Контроль за государством.
Меня спрашивают часто, а почему же у нас это не работает? Да это все просто: потому что нет механизма контроля за государственной деятельностью.
Собственно проблема в том, что государственные служащие по существу являются элитой, а еще они и смыкаются с экономической элитой страны. Поэтому всегда появляется соблазн нарушать договоренности и прочее.
Но кто же и как может противодействовать элите?
Как показывает практика, это может делать эффективно средний класс. Для этого надо обладать определенным доходом, чтоб суметь в законном или не очень порядке отстоять свои интересы, и нижняя черта этого дохода порядка 60000 тысяч долларов в год по Украине (ну не дешево у нас отстаивать свои законные права).
При этом, важна массовость, т.е. большие деньги и власть можно перебить меньшим но от большего количества. Для государства минимальное количество среднего класса я оцениваю в 30%, это устойчивая величина при которой уже достигается баланс (т.е. при меньшей величине количество среднего класса падает в следствии ущемление их элитой).
Если среднего класса порядка 15%, то это революционная ситуация (у среднего класса уже нет возможности законным порядком отстаивать интересы, но есть деньги на борьбу). А если среднего класса более 50%, то наблюдается уже застой в экономике в связи с уменьшением ротации между населением с различной группой доходов, поскольку мотивация падает.
Вывод: современное государство является самым важным игроком в экономике, и в этом его единственная функция по большему счету (улучшить жизнь своих граждан).
Рыночная экономика