Его величество случай

Его величество случай

«Кто верит в случай, тот не верит в Бога» — эти слова принадлежат митрополиту Филарету (Дроздову) – человеку не просто верующему, не просто священнику, а называемому Святителем.

Честно скажу – удивлён!

Ведь даже поверхностный этимологический анализ слова «случай», указывает на его родство со словами «слука» и «случение» — соединение, слияние, сведение, встреча, то есть. Или, говоря современным языком, случай – это не что иное, как стечение обстоятельств, сделавших возможным произойти — случиться тому, чего не ждали.

Корень «лук» встречается в таких словах, как «излучина» — участок русла реки между точками перегиба. Видите! Опять концы с концами сходятся!

Лук — опять же – дуга, то есть, встречающиеся концы.

Да, чуть про случку животных не забыл! Ведь этот термин дожил до наших дней.

Кстати, ещё есть случная конюшня и случный жеребец. И у этого жеребца с кобылой, в случной конюшне, как Вы догадываетесь, всё совсем неслучайно…

Как, однако, всё изменилось! Как всё перевернулось с ног на голову!

Неожиданное, нечаянное, сделанное не специально, непреднамеренно, всё то, что не могли предсказать, теперь стали называть случайным. Но не просто случайным, то есть происходящим по непостижимым для человека законам.

А нежданным, не званным, негаданным.

Странно, правда? Но, наверняка этой путанице есть объяснение, которое я сегодня искать не буду.

Не буду потому, что, скорее всего, связана вся эта путаница с приходом христианства на Русь. А значит – сие есть тайна покрытая мраком, блуждать в котором у меня пока нет желания.

Да и представители известной конфессии могут прибежать, да запросто настучать по ищущей душе кадилами. Ну, их…

Я верю в случай, и не верю в Бога. В того самого бородатого дядьку, который сидит на облаке и всем руководит.

Не верю я в него!

Верю в Его Величество Случай. Но для меня случай, это не беспорядок, не хаос, а закономерность.

Другое дело, что никто не может предсказать, как лягут карты… Но это, как раз и является доказательством того, что случайность и есть то самое — что на языке церкви теперь звучит, как: «неисповедимы пути господни…».

Неисповедимы, а значит, непредсказуемы. А непредсказуемы, значит – случайны, то есть происходят благодаря случению — стечению обстоятельств — так, как захочет или решит тот, кого называют богом, провидением или может быть Высшим Разумом или, как называю его я – Случай.

Мы забываем о происхождении слов языка, на котором говорим и пишем. Посмотрите!

Даже в девятнадцатом веке митрополит Филарет уже воспринимал слово «случай», как хаос, как беспорядок, а не как результат стечения обстоятельств. Это печально…

Когда человек говорит «я упал случайно», он всего лишь говорит, что не знает причины своего падения. Но тогда надо говорить «я не знаю, почему я упал» или «я упал нечаянно» — то есть, неожиданно.

Фраза «ничто не случайно» объясняет куда больше, чем толстенная Библия и все её толкования.

Возникает вопрос, а как же нам тогда донести до слушателя, привыкшего понимать слово «случайно» как «непреднамеренно», «не специально»? Может быть, так и говорить: «я упал не специально» или «мы встретились нечаянно» — то есть, неожиданно.

Как вернуть понятию «случайно» его исконное понятие?

И ещё! Митрополит Филарет, сказавший вышеприведённую фразу о вере в случай, сам был человеком глубоко верующим в Бога.

Но как же тогда понимать его веру в Бога, если он допускает и веру в беспорядок (то есть, в случай) одновременно с верой в порядок (то есть, в Бога)?! Ведь во вселенной подвластной Богу беспорядка быть не может.

Или — или этот беспорядок дело Его рук.

На Сатану сваливать не надо! Известно, что он и пальцем не пошевелит без разрешения Всевышнего.

Ведь он всего лишь падший ангел, а не запредельная самодеятельность.

По словам Филарета Дроздова получается, что (внимание!): кто верит в Промысел Божий, тот не верит в Бога…

Вот, в общем-то, что я хотел сказать.

А теперь lite version для тех, кто не осилил:

Высказывание митрополита Филарета (Дроздова) «Кто верит в случай, тот не верит в Бога» после этимологического анализа слова «случай» можно прочитать как «Кто верит в Промысел Божий, тот не верит в Бога».

А Промысел Божий, по словам того же митрополита есть «непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».

Вот, такой, понимаете ли, заколдованный круг.

(автор — атеист)


Читать также…

Читайте также: