Что такое время? (1)
. Что такое осень?
. Ю. Шевчук.
Как известно, лидер группы ДДТ отвечал на этот незамысловатый вопрос довольно эмоционально и разнообразно. Осень, мол — это и Небо, плачущее под ногами, и Верность над чернеющей Невою, и Камни и Ветер…
А тут вопрос-то посложнее будет. Поэтому сразу скажу, что определить, что такое Время вот так вот однозначно и с наскоку — увы, не получится. Это вообще беда всех Определений.
Сначала утверждается что-то краткое, потом идут подробные пояснения к написанному, затем следуют объяснения к пояснениям — ещё более обширные, занимающие объёмистую книгу.. Появляются первые серьёзные препятствия в лице Суровых Критических Замечаний.
С этими завалами нужно как-то работать. Введённые расширенные пояснения тоже требуют своих уточнений…
Потому тома множатся, появляются отдельные направления, тоже занимающие в свою очередь тома. Пути-дороги по этим томам ветвятся, как в лесу, пересекаются, кружат… И чем дальше в лес — тем больше дров.
Стоит только чуть отойти — и вот мы уже блуждаем в страшной чаще, и не видно нам оттуда ни выхода, ни входа.
Увы. В данном опусе мне не удастся целиком обозреть лес под названием Время даже с высоты птичьего полёта.
Тем, кому интересно — могу порекомендовать весьма любопытный и обширный ресурс: междисциплинарный Web-Институт исследований природы времени . Но совсем уж избежать посещения некоторых диковатых и при этом широко известных мест в этом лесу нам тоже не получится. Что делать…
Тема такая. Мы проведём с вами для начала нечто вроде краткой экскурсии по Парижу для туриста, случайно туда попавшего на пару часов, и успевающего наспех осмотреть только две-три известных достопримечательности. Типа Эйфелевой Башни.
И — раз уж оно так — не будем больше терять времени. Ни секунды.
Начнём лучше свой путь. Но предупреждаю сразу — даже краткая наша экскурсия растянется на несколько частей.
Как вы, надеюсь, поняли — я не стану тут давать никаких определений. Скажу только (надо ж с чего-то начинать) совсем уж тривиальное. Время является неким выражением Изменения, Движения, свойственного Всему Сущему.
Впрочем, всему ли? Может-таки есть в этом мире нечто по настоящему Неизменное? А где Неизменное — там нет Времени.
Задумайтесь над этим. Задумайтесь, пока у вас есть время. А пока — будем считать, что ничего Неизменного во вселенной нет.
Я не представляю, как можно было бы наблюдать Нечто Абсолютно Статичное. По идее, оно и во взаимодействия никакие ни с чем не могло бы вступать, ибо взаимодействие требует Изменений в том, что в ней участвует.
Наблюдение же чего-либо, как известно — это и есть взаимодействие Наблюдаемого с Инструментом Наблюдения…
Однако, смотрите — стоило сказать лишь пару предложений — и нам остаётся лишь только шаг до того, чтоб с головой погрузиться в зыбкие пучины царицы современных физических наук — метрологии . А с другой стороны, но тоже в шаге от этого места, уже жарко дышат непостижимые умом Положения Квантовой Механики. Так поворачиваем же, скорей, обратно.
Прочь! Прочь отсюда! Покуда нас ещё в пучины сии не засосало.
Зайдём лучше в лес по другой дорожке.
С давних пор установилась традиция относить время либо к объективно существующим штуковинам — иными словами считать его формой существования материи, либо относить его к штуковинам субъективным — то бишь, определяемым сознанием человека, существующих в этом сознании. Последнюю точку зрения чеканно выразил Кант, назвав время врождённым свойством разума.
Так оно или не так, кто тут прав в этом споре? Может, вообще — дело обстоит как-нибудь по третьему?
В гипотетическом Совершенно Правдивом Ответе (которого на мой взгляд не существует) не последнюю роль должны играть и само наше понимание понятий Объективного и Субъективного. А это в свою очередь — уже совсем другой лес, не менее большой и тёмный, чём тот, по опушкам которого мы сейчас бродим.
И мы не станем за неимением времени пока что заглядывать в него. Может, как-нибудь потом…
Но некое резюме из предыдущих своих посещений мне всё же хотелось бы вынести. Объективность, как ни крути, всё же является идеей, выдвигаемой человеком.
И следовательно, она — субъективна. Субъективность вообще неизбежна во всём, что утверждает, оценивает своим разумом человек.
И с этой точки зрения Субъективность — наиболее объективная штуковина из всех прочих. В общем, выходит, что Объективность — субъективна, а Субъективность — объективна. Такой вот, отдающий рекурсивностью парадокс.
Но… каково ж тогда Время?
А теперь, сказав сие, бежим скорей прочь также и из этих гиблых мест. Как там было сказано в знаменитом фильме Эльдара Рязанова: «Выйдем и из этих отвратительных стен».
продолжение тут.
Путешествие во времени. Настоящий гений со Стивеном Хокингом. Космос, Вселенная Фильм 1/6 16.02.2017