Что такое время? (1)

Что такое время? (1)

. Что такое осень?

. Ю. Шевчук.

Как известно, лидер группы ДДТ отвечал на этот незамысловатый вопрос довольно эмоционально и разнообразно. Осень, мол — это и Небо, плачущее под ногами, и Верность над чернеющей Невою, и Камни и Ветер…

А тут вопрос-то посложнее будет. Поэтому сразу скажу, что определить, что такое Время вот так вот однозначно и с наскоку — увы, не получится. Это вообще беда всех Определений.

Сначала утверждается что-то краткое, потом идут подробные пояснения к написанному, затем следуют объяснения к пояснениям — ещё более обширные, занимающие объёмистую книгу.. Появляются первые серьёзные препятствия в лице Суровых Критических Замечаний.

С этими завалами нужно как-то работать. Введённые расширенные пояснения тоже требуют своих уточнений…

Потому тома множатся, появляются отдельные направления, тоже занимающие в свою очередь тома. Пути-дороги по этим томам ветвятся, как в лесу, пересекаются, кружат… И чем дальше в лес — тем больше дров.

Стоит только чуть отойти — и вот мы уже блуждаем в страшной чаще, и не видно нам оттуда ни выхода, ни входа.

Увы. В данном опусе мне не удастся целиком обозреть лес под названием Время даже с высоты птичьего полёта.

Тем, кому интересно — могу порекомендовать весьма любопытный и обширный ресурс: междисциплинарный Web-Институт исследований природы времени . Но совсем уж избежать посещения некоторых диковатых и при этом широко известных мест в этом лесу нам тоже не получится. Что делать…

Тема такая. Мы проведём с вами для начала нечто вроде краткой экскурсии по Парижу для туриста, случайно туда попавшего на пару часов, и успевающего наспех осмотреть только две-три известных достопримечательности. Типа Эйфелевой Башни.

И — раз уж оно так — не будем больше терять времени. Ни секунды.

Начнём лучше свой путь. Но предупреждаю сразу — даже краткая наша экскурсия растянется на несколько частей.

Как вы, надеюсь, поняли — я не стану тут давать никаких определений. Скажу только (надо ж с чего-то начинать) совсем уж тривиальное. Время является неким выражением Изменения, Движения, свойственного Всему Сущему.

Впрочем, всему ли? Может-таки есть в этом мире нечто по настоящему Неизменное? А где Неизменное — там нет Времени.

Задумайтесь над этим. Задумайтесь, пока у вас есть время. А пока — будем считать, что ничего Неизменного во вселенной нет.

Я не представляю, как можно было бы наблюдать Нечто Абсолютно Статичное. По идее, оно и во взаимодействия никакие ни с чем не могло бы вступать, ибо взаимодействие требует Изменений в том, что в ней участвует.

Наблюдение же чего-либо, как известно — это и есть взаимодействие Наблюдаемого с Инструментом Наблюдения…

Однако, смотрите — стоило сказать лишь пару предложений — и нам остаётся лишь только шаг до того, чтоб с головой погрузиться в зыбкие пучины царицы современных физических наук — метрологии . А с другой стороны, но тоже в шаге от этого места, уже жарко дышат непостижимые умом Положения Квантовой Механики. Так поворачиваем же, скорей, обратно.

Прочь! Прочь отсюда! Покуда нас ещё в пучины сии не засосало.

Зайдём лучше в лес по другой дорожке.

С давних пор установилась традиция относить время либо к объективно существующим штуковинам — иными словами считать его формой существования материи, либо относить его к штуковинам субъективным — то бишь, определяемым сознанием человека, существующих в этом сознании. Последнюю точку зрения чеканно выразил Кант, назвав время врождённым свойством разума.

Так оно или не так, кто тут прав в этом споре? Может, вообще — дело обстоит как-нибудь по третьему?

В гипотетическом Совершенно Правдивом Ответе (которого на мой взгляд не существует) не последнюю роль должны играть и само наше понимание понятий Объективного и Субъективного. А это в свою очередь — уже совсем другой лес, не менее большой и тёмный, чём тот, по опушкам которого мы сейчас бродим.

И мы не станем за неимением времени пока что заглядывать в него. Может, как-нибудь потом…

Но некое резюме из предыдущих своих посещений мне всё же хотелось бы вынести. Объективность, как ни крути, всё же является идеей, выдвигаемой человеком.

И следовательно, она — субъективна. Субъективность вообще неизбежна во всём, что утверждает, оценивает своим разумом человек.

И с этой точки зрения Субъективность — наиболее объективная штуковина из всех прочих. В общем, выходит, что Объективность — субъективна, а Субъективность — объективна. Такой вот, отдающий рекурсивностью парадокс.

Но… каково ж тогда Время?

А теперь, сказав сие, бежим скорей прочь также и из этих гиблых мест. Как там было сказано в знаменитом фильме Эльдара Рязанова: «Выйдем и из этих отвратительных стен».

продолжение тут.

Путешествие во времени. Настоящий гений со Стивеном Хокингом. Космос, Вселенная Фильм 1/6 16.02.2017


Читать также…

Читайте также: