Четыре причины опасаться носимых компьютеров
О грядущем буме носимых компьютеров говорят давно. В многочисленных концептах доминируют очки дополненной реальности и модели, закрепляемые на запястье.
Из-за неопределённости термина трудно провести чёткую грань между умными контроллерами и собственно компьютерами, с которыми пользователь будет практически неразлучен. Например, устройство профессора Стива Мэнна (Steve Mann), созданное в 1981 году для управления осветительным оборудованием, вряд ли сейчас назовут компьютером.
В то же время недавно представленный контроллер MYO от Thalmic Labs многие воспринимают именно как носимый компьютер с оригинальным управлением.
Помимо ставших популярными ещё до начала продаж очков Google Glass, аналогичные разработки ведутся и другими научными коллективами. К примеру, более совершенный вариант ещё в прошлом году анонсировала лаборатория фотонных устройств Федеральной политехнической школы Лозанны.
В отличие от очков, модели для ношения на руке требуют гибкого подхода во всех смыслах. Гаджет WIMM One под управлением ОС Android появился в конце 2011 года. Он выделялся двухрежимным экраном.
Интерфейс базовых программ был выполнен в оттенках серого и работал на экране в режиме пониженного энергопотребления. Отдельные приложения переключали его в полноцветный режим.
Гаджет WIMM One (фото: slashgear.com)
Чуть позже были представлены подобные “умные часы” Sony Xperia.
Sony Xperia smartwatch (фото: slashgear.com)
Однако это всё было разминкой для производителей. Сегодняшние прототипы носимых компьютеров на базе гибкой «электронной бумаги» компании Plastic Logic уже меньше напоминают навороченные часы.
Их аппаратная платформа близка к таковой у смартфонов среднего класса.
Сравнимая хотя бы с планшетами функциональность наверняка потребует отдельного блока с ещё более мощной начинкой, так что в будущих серийных устройствах это может быть и частично автономный дисплей носимого компьютера. Интерес к ним проявляют Apple (iWatch), Samsung и LG (последовательность довольно традиционная).
Один из концептов iWatch (изображение: Antonio De Rosa)
В чём же проблема всех этих милых гаджетов, появления которых мы ждём с прошлого века? Понять негативную роль таких устройств довольно просто. Достаточно оглядеться вокруг и присмотреться к поведению людей, уже сейчас сильно зависящих от своих электронных помощников.
Пока они ещё (пере)носимые, и это оставляет пространство для нормальных социальных взаимодействий, но скоро его станет гораздо меньше.
Аспект первый: снижение концентрации внимания
Речь пойдёт даже не о вождении автомобиля в очках Google Glass. Концептуально они как раз должны помогать водителю, показывая карту маршрута и вспомогательную информацию.
Однако реально вполне могут отвлекать от управления, и прозрачность их здесь не оправдает. Одно дело – смотреть на дорогу, и совсем другое – воспринимать дорожную ситуацию.
В целом проблема внимания гораздо шире.
Уже сейчас звонки и сообщения грубо прерывают беседу при личной встрече, мешают учёбе и работе. Если телефон ещё можно убрать или забыть, то носимый компьютер практически всегда будет с владельцем.
Это уже не просто средство связи, а именно универсальный микрокомпьютер, с которым у современного человека будет связана большая часть работы и развлечений. Поэтому добровольно выключать его людям не захочется никогда.
Смартфоны отвлекают в самый неподходящий момент. Представьте, что будет с носимыми компьютерами (фото: androidzone.org)
Пока ищешь что-то в Сети, напишут в Google Talk или Skype о том, что давно ждут ответа на письмо и авторизацию в аське. Прилетит твит про новую запись в Facebook. Добавятся в друзья какие-то странные люди.
Возникнет острое желание ответить на пару сотен комментариев (разумеется, их авторы кругом неправы и вообще давно не пили яда). За всей этой псевдоактивностью незаметно пройдут часы. Очнётся счастливый обладатель гаджета в пустом офисе или закрывающемся ресторане.
Может быть, даже вспомнит, что приходил сюда не один.
В случае очков, подобных Google Glass, ситуация ещё хуже. Масса отвлекающей информации будет маячить буквально перед глазами.
Аспект второй: активность в социальных сетях уводит из настоящего социума
Продолжая мысль о псевдоактивности, стоит отметить ещё один момент. Носимые компьютеры приведут к тому, что человек практически постоянно будет присутствовать в соцсетях.
Носимые компьютеры не выпустят из соцсетей
(фото: fastcompany.com)
Казалось бы, чего опасаться? Они появились далеко не вчера.
Сегодня есть соответствующие приложения для iOS и Android. Иконки быстрого входа на Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники» у многих расположены на главном экране.
Всё так, но пока ещё от постоянного сидения в этих убивалках времени спасают только занятые руки. Смартфон или планшет надо достать и разблокировать, а затем удерживать хотя бы одной рукой.
Теперь же руки станут свободнее, а в очках дополненной реальности в них вообще не будет особой необходимости.
Аспект третий: потеря эмпатии
Сейчас различные чувства принято выражать эмотиконами. Паровоз плачущих смайликов в ответ на известие о смерти близкого человека уже никого не удивляет.
Такая реакция статистически нормальна. Похоже, скоро роботы смогут имитировать эмоции и заинтересованность лучше, чем сейчас это делают многие из людей.
Роботы уже воспринимаются более эмоционально, чем многие из людей (коллаж: Franz Steiner)
С появлением носимых компьютеров способность сопереживать собеседнику (или хотя бы просто ощущать его настроение) только ухудшится. Только представьте: человек смотрит на вас и приязненно улыбается.
Вы слегка смущаетесь и думаете, чем привлекли его внимание, но на самом деле он не видит вас в упор. Просто его взгляд в Google Glass устремлён в вашем направлении, а улыбку вызывал ролик на Youtube.
Актуальным наблюдением на эту тему делится адъюнкт-профессор Темпльского университета Джон Титлоу (John Paul Titlow): «Однажды я ждал столик в переполненном ресторане и обратил внимание на сидящую поблизости семью. Они собрались вместе, но каждый достал смартфон и молча созерцал экран.
В свою очередь, я заметил их только потому, что оторвал взгляд от своего». Наверное, это выглядело примерно так.
Концепт Eye-phone (кадр из мультсериала Futurama)
К чему бояться зомби-апокалипсиса, если он уже давно наступил? Погружённые в виртуальность люди встречаются на улицах повсюду.
Когда они собираются группами, это иногда выглядит забавно, однако в целом явление вызывает серьёзные опасения.
Из-за смартфонов на улице полно зомби …они буквально ходят толпами
С носимыми компьютерами ситуация станет ещё “веселее”.
Аспект четвёртый: переход от психологической зависимости к физической
Если смотреть на общий вектор развития, то носимые компьютеры – лишь промежуточный этап на пути внедрения имплантируемых. Бескровная апробация другой давней концепции.
Даже при взаимодействии со смартфоном или планшетом управление оказывается двусторонним: вы думаете, что пользуетесь им, но часто просто реагируете на его сообщения. Инициатива исходит не от вас.
Это вами давно и постоянно управляют – через мнимых друзей, навязанные интересы, индуцированные желания, вымышленные страхи и проблемы, в поисках избавления от которых вы тратите реальные средства. Носимые компьютеры усугубят эту зависимость, а имплантируемые – сделают физической.
Google Glass: до и после ношения (фото: slashgear.com)
Это будут не столько бионические протезы, о которых «Компьютерра» уже писала, сколько средства для превращения вас в более послушную марионетку. Только у будущей куклы практически не останется шансов оборвать нити.
Упомянутый в начале статьи профессор Стив Мэнн как нельзя лучше иллюстрирует данную проблему. Этот человек известен всему миру как «первый киборг».
На протяжении многих лет он разрабатывал и испытывал на себе различные модули носимых и имплантируемых компьютерных систем. Под его кожу были вшиты многочисленные датчики, тело опутано проводами, а на голове большую часть времени находился шлем виртуальной реальности или очки дополненной.
Со всем этим оборудованием он не расставался и даже путешествовал по миру.
Стив Мэнн – при виде его роботы делят на ноль
Неприятности случились в 2002 году в аэропорту города Ньюфаундленд. После событий 11 сентября 2001 года службы безопасности стали вести себя куда менее любезно.
Стива задержали, проверяли трое суток, оборвали провода (что вызвало кровотечение) и повредили практически всё уникальное оборудование. Оставшись без него (а также столкнувшись с таким отношением), Мэнн испытал глубокий психологический шок.
Когда его отпустили, он не смог ориентироваться в пространстве. Стив падал, терял сознание и был в итоге поднят на борт самолёта в инвалидном кресле.
Выводы
Главная причина агитации против широкого распространения носимых компьютеров заключается в том, что общество просто не готово к ним. Большинство людей обладает слабыми навыками самоконтроля и не осознаёт ситуаций, в которых использование гаджетов с развитыми коммуникативными возможностями на самом деле мешает общению.
Легче всего это заметить на примере детей, но и взрослые часто ведут себя не лучше.
Лёгкость общения?
Всматриваться в экран смартфона во время личной встречи неприлично, однако такой распространённый способ быть одному среди толпы очевиден для окружающих и уже стал привычным. Носимые компьютеры (особенно в форме очков) делают процесс менее заметным, а его эффект – более неприятным.
Заключение
Технологии уже давно развиваются быстрее законов и норм этики. Каждая инновация всегда поначалу сопряжена с некоторыми социальными проблемами, но среди них нет принципиально нерешаемых.
Главное, чтобы пользователь оставался хоть чуточку умнее своего компьютера и умел обходиться без него.
Владимир Дашукевич – Как победить квантовый компьютер с помощью WebAssembly?
Читать также…
-
Создатель прообраза google glass делится мыслями о перспективах носимых компьютеров и даёт советы
-
Нужен ли человеку третий глаз (и прочие неприятные вопросы касательно очков google)
-
Samsung dex – аксессуар, превративший смартфон в полноценный компьютер
-
Google glass: красивые и… бесполезные! в самом деле, что проку от киберочков?