Частная ракета подняла спутник на орбиту

Вечером 13 июля (14 июля в 07:36 по московскому времени) двухступенчатая ракета Falcon 1 успешно стартовала в космос с малайзийским спутником RazakSAT на борту, ознаменовав тем самым новый этап развития космической отрасли.

Спутник построен малайзийской компанией Astronautic Technology (M) Sdn Bhd (ATSB). Весит аппарат 180 килограммов, а его диаметр и длина составляют 1,2 метра.

Предназначен RazakSAT для мультиспектральной съёмки земной поверхности в экваториальном регионе (аппарат выведен на орбиту с наклонением 9 градусов), для чего RazakSAT оборудован камерой с несколькими детекторами.

Плановая продолжительность работы спутника 3 года. Снимки, полученные им, будут использоваться исследовательскими институтами, государственными службами, а также частными клиентами — сообщает ATSB.

Американская компания SpaceX, осуществлявшая запуск собственной ракеты с острова Омелек (Omelek) в Тихом океане, сообщила, что малайзийский аппарат выведен на расчётную орбиту и уже вышел на связь с наземными службами. Этот успех по праву можно считать важной вехой в истории отрасли.

Falcon 1 — первая жидкостная ракета-носитель, спроектированная полностью с нуля небольшой частной фирмой.

Да, следует отметить, что пионером в частных пусковых услугах является другая компания из США — Orbital Sciences Corporation, которая с начала 1990-х выполнила порядка полусотни удачных полётов своих космических носителей Pegasus (ракета, запускаемая с самолёта), Taurus и Minotaur (ракеты с наземным стартом).

Но тут следует сделать ряд оговорок. Во-первых, все эти три носителя являются твердотопливными.

Во-вторых, аппараты Orbital Sciences с наземным стартом широко используют ступени от американских межконтинентальных баллистических ракет Peacekeeper и LGM-30 Minuteman и, стало быть, не являются созданными с нуля. К тому уже Orbital Sciences Corporation выполняла и выполняет большой объём работ в интересах американской армии, ВМС, ВВС и системы противоракетной обороны, да и «гражданские» старты её проходят с американских военных авиабаз или из космических центров NASA.

SpaceX же в этом смысле — пример взлёта крошечной космической компании почти без содействия государственной машины (не считая гранта NASA по программе «Коммерческая орбитальная транспортировка»).

Нынешний полёт Falcon 1 был пятым. Первый (в марте 2006 года) закончился пожаром через 25 секунд после старта (был потерян спутник), второй (март 2007-го) оказался успешнее — вторая ступень достигла высоты почти в 300 км, но из-за сбоя в работе не развила первую космическую скорость, так что был потерян ещё один спутник клиентов.

Третий (август 2008-го) погубил сразу несколько маленьких спутников — авария произошла из-за соударения первой и второй ступени сразу после разделения.

Четвёртый старт (сентябрь 2008-го) оказался историческим — впервые на околоземную орбиту вышла частная жидкостная ракета-носитель. Правда, в тот раз создатели Falcon 1 решили не рисковать: на вершину второй ступени был водружён не настоящий спутник, а массово-габаритный макет.

И вот нынешний успешный рейс в космос. Что дальше?

На следующий год запланирован ещё один запуск Falcon 1, но куда интереснее, что в конце 2009-го должна впервые стартовать тяжёлая ракета от SpaceX — Falcon 9, а это — первый шаг к пилотируемой космической программе компании, включающей даже планы по созданию частной космической лаборатории.

Частная ракета подняла спутник на орбиту
Falcon 9 на стартовой площадке. Это уже не Омелек, а мыс Канаверал.

Здесь в пользование SpaceX передан пусковой Complex 40 (фото SpaceX).

Для NASA достижения частников как из SpaceX, так и из Orbital Sciences — бальзам на душу. В конце прошлого года агентство заявило, что обе эти компании выбраны в качестве подрядчиков по доставке грузов на МКС.

А пока частники на станцию не полетели, можно полюбоваться стартом малайзийского спутника.

Военные спутники на ракете «Союз-2.1В» вышли на целевую орбиту


Читать также…

Читайте также: