Ces 2015. nvidia и машины, которые управляются tegra x1

Каждый год NVidia на CES становится застрельщиком, первой компанией, которая показывает свои наработки и отчитывается о проделанной за год работе. Для NVidia это одно из ключевых мероприятий, помимо традиционного форума GTC в марте.

Последним ярким выступлением на CES стала конференция NVidia в 2011 году, когда компания объявила о том, что мобильное направление становится приоритетным, появляется собственный дизайн ARM-процессоров.

CES 2011. Альянс Nvidia и Microsoft. Процессоры для компьютеров под маркой Nvidia

В последующие годы презентации становились все скучнее и скучнее, в 2012 году показывали уже существующие продукты, в 2013 году – приставку Shield, причем презентация была скомканной, и впервые было непонятно, зачем это и как. Точнее, зачем нужна приставка и для кого она создавалась, было ясно, но донести эти простые мысли со сцены до аудитории так и не смогли.

В 2014 году отрыв от реальности начал нарастать, показали процессор К1, который оказался самым мощным процессором для мобильных устройств.

Красивое описание его возможностей, игра мускулами в различных трехмерных тестах и вывод, к которому пришел не только я, но и большая часть индустрии – возможности этого процессора избыточны для современных устройств. Каков результат?

Вы не сможете найти на рынке множество устройств на К1 спустя год, совсем недавно появился Nexus 9, который предлагает весьма неплохие характеристики на бумаге, но имеет заметные изъяны, связанные как раз с чипсетом, о чем я писал в обзоре этого устройства.

Ces 2015. nvidia и машины, которые управляются tegra x1

Обзор планшета Nexus 9 от Google и HTC

Пожалуй, именно К1 хорошо демонстрирует то, что мы видим все чаще на презентациях NVidia – отрыв от текущих задач рынка, перенос своих усилий в будущее, которое когда-то наступит. Поймите меня правильно, компания успешна и зарабатывает деньги, с этой точки зрения у нее все в порядке.

Но с другой стороны, отрыв от реальных потребностей рынка с каждым годом нарастает все больше, а что-то показывать на CES необходимо, и начинают придумывать важные, крутые, интересные для прессы темы. Но практической пользы от них ровно ноль.

Просматривая презентацию NVidia на борту самолета через спутниковый канал, я не мог избавиться от мысли, что будущее наступило, его можно потрогать здесь и сейчас. На высоте 11 километров, в самолете, который летел со скоростью примерно 700 километров в час, я смотрел презентацию и делал заметки для этого материала.

На мой взгляд, вот такой обыденный пример показывает, что мир постепенно трансформируется совсем в иное место, где у нас есть определенная свобода от проводов и всевозможных ограничений. И мое видение мира будущего во многом совпадает с тем, что говорит NVidia, у нас одинаковые точки зрения.

Но меня беспокоит другое – совпадение точек зрения у меня есть и с другими компаниями, такими как Microsoft, Intel, Qualcomm. Но вот незадача, реализовать свое видение они не могут, часто вылезают всевозможные побочные проблемы, которые неожиданно разрушают так красиво выстроенный замок на песке.

От презентаций NVidia остается ровно такое же ощущение красиво нарисованной картинки будущего, которое состоится, но скорее всего, никак не вовлечет в себя реальные продукты от компании. Приведу еще одну аналогию, около пятнадцати лет назад появилась мода показывать прототипы устройств будущего, этакий футуристический дизайн, не подкрепленный разработками со стороны инженеров.

Красиво! Понятные идеи. Но никакого толка, так как кроме дизайна и идеи, важна реализация продукта.

В случае NVidia есть и сами разработки, но нет понимания рынка, который требует всей совокупности факторов, включая стоимость решения и простоту его доработки, а также явные преимущества перед конкурентами.

NVidia Tegra X1 – суперкомпьютер на ладони

В NVidia сделали следующий шаг и представили чип Tegra X1, который предназначен для установки в автомобилях. Мы точно не увидим его в смартфонах, возможно, в следующем поколении планшета и игровой приставки NVidia будет использоваться его вариант.

Чип содержит 256 графических ядер, созданных по архитектуре Maxwell (как в топовых видеокартах компании, предназначенных для тяжелых игр). В компании придумали броское название – Tegra X1, это суперкомпьютер пятнадцатилетней давности.

Производительность этого решения – 1 терафлоп.

Первые решения на базе Tegra X1 появятся до лета 2015 года, то есть физически чипсет уже готов. Но у меня есть твердая уверенность, что он повторит историю K1 со своими вариациями. Причина для такой уверенности?

Во-первых, это стоимость продукта, которую нельзя назвать низкой. Хотите предлагать хорошие и производительные решения – будьте готовы к тому, что они станут стоить дорого.

На фоне массовых чипсетов от конкурентов выигрыш в производительности не так огромен (не просто в способности обрабатывать информацию, а в реальных функциях для пользователей), а цена высока. С точки зрения маркетинга, интересно иметь в руках суперкомпьютер, но уверен, что в душе это будет греть небольшое число людей.

Все-таки почти любой современный смартфон превосходит по всем параметрам компьютеры десятилетней давности, но на нас это не производит особого впечатления. И правильно, мы оцениваем возможности устройств очень утилитарно.

Итак, для чего нужен X1. В первую очередь, это создание приборной доски для автомобилей будущего.

Сегодняшние лучшие машины отображают на своих экранах до одного миллиона точек. Забавно, что разрешающая способность экранов выражается именно в точках, так как они могут иметь разную геометрию, и тут важно показать именно число точек, а не привычную нам диагональ и разрешение.

К 2020 году в NVidia предполагают, что экраны в машинах станут отображать до 20 мегапикселей. Система Drive CX позволяет уже сегодня обрабатывать 17 мегапикселей, или это можно сравнить с двумя 4К экранами.

Фактически, в NVidia пытаются создать инструменты разработки для автомобильной индустрии. Берите выше – стать преимущественным выбором для автопроизводителей, когда они станут создавать свои системы. Планы амбициозные, но не факт, что они будут выполнимы.

Таких желающих очень много, и основная проблема сегодня – это не только технологии, но и стоимость их внедрения. Будут ли готовы платить на массовом рынке за наилучшее решение или ограничат себя чем-то попроще?

Другая разработка – это Drive PX, система, которая осматривает пространство вокруг машины, умеет ее парковать, и фактически, это компьютер, который может провести машину из точки А в точку Б на автопилоте.

Крутая история, которая выглядит не так хорошо, как только задумываешься о том, что ограничением для распространения таких автомобилей является вовсе не технология, а законы. Например, в Google исследуют, и очень активно, возможности таких машин, но не могут проводить многие испытания, так как они запрещены на уровне местных законов.

Компаниям приходится искать места на Земле, где закон на это не обращает внимания и позволяет экспериментировать. Хорошо, что в NVidia уже подготовились и создали свои технические решения.

Но с точки зрения обычного потребителя, это не очень интересные новости, он не увидит продуктов на таком чипсете. А то, чего не видят пользователи, фактически не существует в нашем мире.

Очередной год для NVidia показывает, что компания сосредоточилась на том, что умеет делать отлично – на инженерных разработках. Но с точки зрения создания коммерческих продуктов, сотрудничества с производителями электроники, все не так безоблачно.

Отрыв от реальности начинает нарастать и становится очень заметным. Такими темпами NVidia грозит превратиться в компанию о будущем, в настоящем которой продукты почти не распространены.

Незавидная участь. Жаль, но говорить о том, что NVidia нащупала свой путь на рынке, уже нельзя. Компания делает то, что заведено, но объяснить, почему и зачем, ей довольно сложно.

Во всяком случае, такое ощущение создается извне.

Обзор Nvidia Shield (2017)


Читать также…

Читайте также: